
Рис. 22. Цистерна Бинбир-дирек в Константинополе. С фотографии Себа
и Жоайлье
После 5-го века (Феодосия) в Константинополе следует 6-й век (Юстиниана). Рассматривая архитектурные памятники этого времени, нужно заглянуть для начала в подземный мир водоемов, где интерес может возбудить снова последующее развитие капителей. Ровно 240 столбов цистерны Бин-бир-дирек (рис. 22, «1001 колонна»), которая была построена в середине 6-го века, прежде всего, свидетельствует, что в городе в это время просто перестали использовать импост, и в это же время капитель стала такой формы ,при которой она могла служить соединением между круглой колонной и четырехугольной пятой аркой. Снова менее изогнуты стороны абак, а верхний квадрат, по мнению Стриговского, переводился в нижние круги с помощью наклоняющихся и переходящих из одной в другую плоскостей. Воронкообразная византийская капитель (ее часто путают с импостной капителью). К тому же, она отличается от часто приписываемой ей кубовидной романской капителью, оказавшей особое, господствующее влияние на константинопольскую архитектуру. Также повсеместно встречается импостная ионическая капитель (рис.23), наверное, самый неудачное архитектурное решение того времени..
Роскошные здания нерелигиозного характера украсили за это время
столицу Византийской империи. Все императоры, от Константина до
Юстиниана, стремились превзойти один другого в сооружении дворцов,
бань, театров и ипподромов. Великолепие площадей и улиц, окаймленных
колоннадами и украшенных драгоценными произведениями древнегреческой
пластики, увеличивали четыре исполинские колонны, господствовавшие
над дворцами и храмами города. Порфировая колонна Константина на
Круглом форуме была увенчана, под именем императора, изваянием бога
солнца греческой работы. Колонна Феодосия Великого на Бычьей площади
была, подобно колоннам Траяна и Марка Аврелия в Риме (см. т. 1, кн.
4, II, 1), сплошь покрыта рельефами, расположенными в виде спирали и
изображавшими победы императора; на ее вершине стояла серебряная
статуя Феодосия. На нее походила колонна Аркадия на юго-западном
холме города. Колонна Юстиниана на площади Августа служила подножием
для бронзовой конной статуи императора, высотой 10 метров.
Из
не дошедших до нас церквей рассматриваемой эпохи церковь св.
Апостолов, как свидетельствуют о том литературные источники,
удержала свою прежнюю крестообразную форму. Но только теперь она
стала, подобно церкви св. Иоанна в Ефесе, настоящей центральной
постройкой и, получив кроме среднего купола еще по куполу над каждым
из поперечных крыльев, сделалась прототипом позднейших византийских
пятикупольных церквей — крестообразных купольных церквей с
квадратным средним пространством.
Полного развития новый византийский стиль Юстинианской эпохи
достигает, однако, лишь в сохранившихся до нашего времени храмах св.
Сергия и Вакха (рис. 24) и св. Софии (Айя-София). В них восточное,
центральное устройство сооружения окончательно восторжествовало над
формами базилики. Предшественниками церкви св. Сергия и Вакха
(теперь мечети Малая АйяСофия), постройка которой началась в 527 г.,
следует считать центральные сирийские церкви Босры и Эсры, о которых
мы говорили, и подобные им малоазийские сооружения.

Рис. 23. Ионическая,
снабженная импостом капитель в церкви св. Сергия в Константинополе.
По Зальценбергу

Рис. 24. План церкви св.
Сергия и Вакха в Константинополе. По Гольцингеру |