
Рис. 25. Продольный разрез храма св. Софии в Константинополе.
По Зальценбергу
Внутренние углы равностороннего треугольника превращены здесь в необычные полукруглые ниши. А сам треугольник окружает среднее восьмиугольное пространство. Его основные столбы поддерживают с помощью клиньев в форме сферы, составленный из 16-ти парусов купол округлой формы. Через каждые два столба стоят по две колонны, на которых держится верхний ярус. У нижних колонн есть воронкообразные византийские капители, а у верхних – импостные ионические капители. Перед многоугольной внутри и круглой снаружи капители, колонны отсутствуют, подобно базиликам здесь подчеркивается направление напротив главного входа непосредственно к абсиде. Как говорил Дегио – «Основная задача, создание центрального здания для христианской церкви, решена очень удачно».
Грандиозный храм св. Софии во все времена считался чудом искусства.
Воздвигнутый в 532—537 гг., он уже в 558—563 гг. подвергся
капитальной перестройке. Строителями его называют Амфемия из Тралл и
Исидора из Милета. Уже из этого следует, что искусство, которое
через храм св. Софии было пересажено на почву Константинополя, было
восточно-эллинистическим, в частности малоазийским. В этом
удивительном храме самым смелым образом соединены принципы
центрально-купольной и базиличной архитектуры. Огромный купол —
внутри в виде полушария, снаружи довольно плоский — покоится на
четырех громадных столбах, соединенных между собой арками в одну из
продольных боковых частей. С фотографии Себа и Жоайлье (рис. 25).
Переходом к круглому основанию купола служат четыре больших
сферических треугольника (пандантипа). Вся система главного
купольного покрытия выступает в полной ясности и подавляющем
величии. Через ряд окон, расположенных по окружности основания
купола, льется сверху масса света внутрь храма.

Рис. 26. Интерьер храма св. Софии в Константинополе. Вид из
среднего пространства
Продольное направление подчеркивается преимущественно тем, что
средний квадрат, как со стороны входа, так и с алтарной стороны,
удлинен на один полуквадрат, каждый такой полуквадрат перекрыт
полукуполом, прилегающим к соответствующей подпорной арке главного
купола. Эмпоры и поддерживающие их колонны имеются только на
продольных сторонах (рис. 26), что довершает впечатление вытянутости
здания в длину. Византийские воронкообразные капители некоторых из
колонн еще снабжены римско-эллинистическими угловыми волютами. Но
настоящий импостный камень над капителями отсутствует и в храме св.
Софии. Система прилегающих друг к другу и врезающихся один в другой
полукуполов, которыми перекрыто здание под высоким средним куполом,
бросается с первого взгляда в глаза. Отдельные купольные покрытия,
набегая одно на другое, словно огромные волны, поднимаются со всех
сторон, сияя золотым фоном своих мозаик, к центральной полусфере.
Стены выложены цветными мраморами, роскошные узоры которых
постепенно переходят в арабески. Капители колонн и пилястр,
сферические треугольники в углах над арками (Spandrillen),
внутренние выгибы этих последних (Intrados)
и фризы покрыты уже знакомым нам плоским лиственным орнаментом,
геометризованным в византийском духе. Великолепные бронзовые
двустворчатые двери, украшенные венками и стилизованной виноградной
лозой в обычных обрамлениях, отличаются чрезвычайно благородной
простотой. Храм св. Софии, рассматриваемый и в целом, и в деталях,
представляет собой высшую степень развития византийской архитектуры
и орнаментики. Массивный и бесформенный снаружи, он дивно прекрасен
внутри. Именно в византийском центральном зодчестве и выразилось
наиболее полно основное стремление христианского искусства к
расчленению и декоративности преимущественно интерьера храма. |