Вплоть до последнего времени эпохе Теодорика приписывали, в первую очередь, развалины королевского дворца. Но новые раскопки установили, что это сооружение было возведено в 7-м веке и, что естественно, не могло являться дворцом Теодорика. Но с другой стороны его фасад с большой округлой нишей и глухими аркадами весьма схож с декорированным и фасадами дворца Диоклетиана в городе Салон и пропилеям Золотых ворот в Константинополе. Но беря во внимания другую постройку, которая связана с именем остготского короля, а именно мавзолей Теодорика, - его подлинность не может вызвать сомнений. Мавзолей достаточно массивное здание, которое было сооружено в 6-м веке и состоящее из шестнадцатиугольного этажа снизу и округлого сверху. Он окружен снаружи аркадной открытой галереей, которая покрывает его купол. А купол, в свою очередь, состоит из одного огромного округлого камня, напоминающий доисторические дольмены.
Будучи христианином (арианином), Теодорик старался украсить Равенну
новыми церквами. Построенный им арианский собор, с тех пор как
сделался католическим, зовется церковью св. Аполлинария Нового (S.
Apollinare Nuovo; рис. 30). Это типичная
равеннская трехнефная базилика, без трансепта, но и без эмпор, с
многоугольной снаружи абсидой, импостами между коринфскими
капителями и пятами арок. Напротив того, арианский баптистерий (S.
Maria in Cosmedin) — лишь подражание
православному баптистерию.
От
переходного времени между остготским и византийским владычеством
сохранились в Равенне два чрезвычайно важных памятника церковной
архитектуры: один из них — типа базилики, другой —
центрально-купольного. Базилика, освященная в 549 г. Церковь св.
Аполлинария в старой равеннской гавани, Классисе (S.
Apollinare in Classe), стоит теперь в
открытом поле, неподалеку от густого леса пиний. Это простое
кирпичное здание расчленено снаружи лопатками и глухими арками.
Подле него, как и подле церкви св. Аполлинария Нового, высится
круглая башня (построенная позже). Эти круглые башни так же
характерны для равеннских базилик, как четырехугольные для римских
(рис. 31).

Рис. 30. Церковь св.
Аполлинария Нового в Равенне. По Гольцингеру
Колонны трехнефной продольной части церкви св. Аполлинария
in Classe отличаются плоскими базами,
капителями с восточными, «раздуваемыми ветром» листьями аканфа и
плоскими, украшенными крестами импостами. Центрально-купольная
церковь св. Виталия (S.
Vitale), сооруженная, по изысканиям Риччи, в 540—547 гг.,—
один из замечательнейших храмов VI
столетия. Если даже принять, вместе с Ривойрой и другими
исследователями, что она построена раньше константино-польской
церкви св. Сергия и Вакха или одновременно с нею, то все-таки
представляется более вероятным предположение, что ее план
заимствован с Востока, чем мнение Ривойры, по которому
константинопольская церковь сооружена по плану равеннской. Прототипы
как той, так и другой надо искать на малоазийском и сирийском
Востоке. Средний восьмиугольник церкви св. Виталия (рис. 32) опоясан
уже не четырехугольной, а восьмиугольной окружной стеной; восемь
столбов поддерживают легкий, сложенный из полых внутри кирпичей
купол, который снаружи скрывается под восьмиугольной надстройкой и
шатровой крышей. В пролетах между столбами, за исключением алтарной
стороны, стоит по две колонны, поддерживающих эмпоры; эти колонны и
соответствующие столбы расположены полукругами, образующими семь ниш
(рис. 33). Концентричность плана выражена здесь сильнее, чем в
константинопольских церквах этого типа. Только четырехугольное
алтарное помещение перед абсидой имеет по бокам прямолинейные
двухъярусные аркады. Притвор лежит (быть может, следуя направлению
улицы) не прямо против одной из сторон восьмиугольника, как
следовало бы ожидать, а наискось, перед одним из углов, как это
более последовательно проведено в одной восьмиугольной церкви в Бинбир-килисе,
в Малой Азии.

Рис. 31. Церковь
св. Аполлинария
in Classe близ Равенны. С
фотографии |