
Рис. 12. Обломки крышки
коптского саркофага. По Риглю

Рис. 13. План базилики в
Орлеансвилле. По Гольцингеру
Многочисленные руины церквей Восточной и Центральной Сирии могут свидетельствовать о давнем художественном значении в мировом искусстве. Маленькие города, где когда то возвышались эти церкви, лежат в руинах уже долгое время - с самых первых арабских завоеваний. В связи с этим древняя христианская архитектура не искажается здесь какими-либо последующими примесями. .
В роли прототипа сирийских церквей можно выделить преторию Мус-Мидже. Зачастую и, скорее всего, правильно специалисты относят ее к до времен Константина и считают преторию произведением неизвестного языческого архитектора. Но не все искусствоведы придерживаются такого мнения. Например, Горн Гуллит, считает, что это скорее христианская церковь 5-го века, что, в первую очередь, звучит очень уж сомнительно. Изумительный портик из шести колонн вдет в зал с четырьмя колоннами в центре и с двенадцатью около стен. Каждая колона соединяется друг с другом арками.. На четырех средних
арках покоится плоский купол. Четыре крестообразно расположенных
крыла перекрыты коробовыми сводами. Против портика находится
полукруглая ниша, а по обеим ее сторонам — две четырехугольные
камеры. Такое же расположение частей мы встречаем в поздних
византийских церквах. И этот пример доказывает, что центральные
постройки более тесно, чем вытянутые в длину, примыкают к античным
образцам.
Настоящие продолговатые церкви базиличного типа, преобладающие и в
Сирии, отличаются каменной кладкой (иногда, как, например, в Шакке,
дерево в конструкции совершенно отсутствует), и соответственно этому
преимущественно «конструктивным» характером. В них нет ни трансепта,
ни эмпор. Свободно стоящие колонны, соединенные посредством
полуциркульных арок, являются в них как общее правило; но в
базиликах Рувехи и Калб-Лузе колонны заменены столбами. Обычная
полукруглая абсида часто не выдается за наружное прямоугольное
очертание базилики; нередко к ней присоединяются диаконик и профезис.
В некоторых из этих сирийских церквей, так сказать, предвосхищены
средневековые особенности: в Калб-Лузе, Турманине и Калат-Симане
стоящие на кронштейнах небольшие колонны поддерживают потолочные
балки верхнего яруса; в КалбЛузе и Калат-Симане такие же колонки,
кроме того, опоясывают наружную стену полукруглой алтарной ниши
(рис. 15). Особенно роскошны фасады церквей Калб-Лузе и Турманина
(рис. 16): над открытым нартексом возвышается верхний портик
(лоджия); по сторонам его — две четырехгранные башни с лестницами
внутри. Эти башни, правда не превышающне еще середины фронтона, —
первые известные науке колокольни, органически связанные с церковью.

Рис. 14.
Орнаментированные плиты из базилики в Тебессе. По Виланду

Рис. 15. Часть ряда
колонн, опоясывающего абсиду церкви в КалатСимане. По де Вогюе |