Франция – удивительная страна, народ которой образовался из сочетания романской, германской и кельтской расы. В то время, которые мы рассматриваем, он делился по языку и в произведении искусства. Существовало два направления деления – южное и северное. Границей являлась река Луара. Две половины, значительно отличались друг от друга, но с другой стороны уже были близки к некому единению. Если рассматривать французское искусство того времени, то оно играло ведущую роль во всей Западной Европе. Если кто-то вспомнит про северную Испанию, где процветало мавританское искусство, что следует отметить, что в то время этот регион был не чем иным, как провинцией в Южной Франции. А Англия, которая была завоевана в середине 11-го века норманнами, к тому времени успела перенять французское искусство в полной мере, и представляло собой скорее не отдельное английское, а было ответвлением от искусства Северной Франции и корманнов.
В
ней пышно расцветали обе великие силы средневекового мира —
рыцарство и монашество. Во Франции всего ранее и всего успешнее был
раздут огонь воодушевления к отвоеванию Святой Земли от неверных.
Столица Франции сделалась главным центром схоластики, поседевшей на
службе Церкви и старавшейся опираться в своих построениях на
аристотелевскую средневековую философию, которая воздвигла себе
искусный, отвечавший ее целям диалектический карточный домик. Во
Франции же возникло движение, имевшее результатом обновление всего
монастырского быта, не выходившего до той поры из рамок, указанных
ему св. Бенедиктом Нурсийским.
Монастыри по-прежнему были главными средоточиями художественной
жизни. Особенно важное значение в истории искусства имеют монашеские
ордена клюнийцев и цистерцианцев, родиной которых была Бургундия (Клюни
и Сито, или Цистерциум). Благодаря им бургундское зодчество получило
совершенно новый характер; но помимо Бургундии и другие провинции
современной Франции шли каждая своим путем. Вообще, едва ли в
какой-либо другой стране романская архитектура развилась так
разносторонне, как во Франции.

Рис. 148. Коробовый свод
с подпружными арками. По Дегио и Бецольду
Приток в эту архитектуру элементов с эллинистического, сирийского и
малоазийского Востока, направлявшийся столь же часто через Марсель,
как через Равенну и Милан, а в некоторых случаях и через Рим,
окончился уже в предшествовавшую эпоху. То, что теперь развивалось
из этих элементов, было, как на севере, так и на юге Франции, уже
французским достоянием; в особенности на севере живое художественное
чувство тотчас же принялось за самостоятельную переработку
романского круглоарочного стиля в новый, национальный архитектурный
стиль.
Тогда как зодчество на юге Франции, где из сводчатых покрытий
употреблялись преимущественно коробовый свод (рис. 148) и купол, еще
и в рассматриваемое время было почти продолжением античного
искусства, причем старалось удержать даже его отдельные формы (рис.
149), северофранцузская архитектура, после краткого периода
раздумья, верно понимая сущность крестового свода (рис. 150), пошла
прямо к той конструктивной системе, которую называют готической.
Поэтому рассматривать зарождение и рост готического стиля (рис. 151)
нельзя особо от истории романского стиля во Франции.
Отдельные элементы готического стиля, каковы, например, стрельчатая
арка, свод с нервюрами (рис. 152), сложный столб (столб,
обставленный полуколоннами, или трехчетвертными продольными
отрезками колонн), круговой обход в хоре и натуральный,
заимствованный из местной флоры лиственный орнамент, появляются один
за другим уже в различных романских зданиях. Это развитие раньше
всего завершается на берегах Сены, в сердце по большей части
германо-франкской Северной Франции, пункте, который должен был
вскоре сделаться сердцем всей Франции, и одновременно с этим в
соседней Пикардии; но здесь, на родине настоящей готики, романский
стиль получил ничтожное развитие, между тем как в остальной Франции,
несмотря на все элементы переходного стиля, он и в чистом своем виде
достиг пышного расцвета.

Рис. 149. Капитель
колонны из хорового обхода в церкви св. Трофима в Арле. По Бецольду

Рис. 150. Простой
крестовый свод. С чертежа |