Удивительная страна между Араратом и Кавказскими горами, которая с одной стороны прилегает к Персии и Малой Азии, а с другой к России, уже в прошлые эпохи, как бы мы могли заметить, принимала самое живое и непосредственное участие в развитии центральной церковной архитектуры. С начала 9-го века в искусстве Армении явно можно обнаружить национальное и необычное самобытное направление. Для общего плана церковных армянских построек данной эпохи может быть характерна основная продолговатая форма вместе с куполом, который венчал собой срединное пространство. Крест, образующийся в этой церкви внутри, отнюдь не греческий, ввиду того, что его западный и восточный конец длиннее южного и северного, но и не латинский, потому что западный и восточный конец имеет равную длину. Он истинно армянский. Внутри круглые абсидные ниши никоим образом не выступают за очертания общего плана.. Фасады расчленены врезанными в стены треугольными
нишами и фальшивыми арками. Купол лежит на барабане, многоугольном
снаружи, а внутри же часто круглом, прорезанном полукругло-арочными
окнами; его собственная круглота маскируется снаружи пирамидальной
или конической крышей. Геометрически простые формы сообщают
армянским церквам, как снаружи, так и внутри, прелесть
художественной законченности.
Уже церковь св. Рипсиме в Вагаршапате (Эчмиадзин), возникшая едва ли
раньше 800 г., хотя ее считали древнее на два столетия, выказывает
эту систему в самом последовательном ее развитии. План этой церкви
очень интересен (рис. 69). Все четыре стороны имеют полукруглые
ниши, обозначенные снаружи вдающимися в толстые стены треугольными
впадинами. Внутри им соответствуют сильно выступающие вперед
пилястры, образующие систему опор, поддерживающих купол. Церковь в
Пицунде (в Абхазии), построенная в X
столетии, прежде была относима также, самое позднее, к
VIII в. Удлиненная западная часть этого
храма делает его очень похожим на купольную базилику. Над его
четырьмя главными столбами перекинуты подковообразные арки. В более
поздних церквах появляется своеобразный национальный армянский
орнамент, связанный, правда, несколько искусственно с отдельными
архитектурными элементами. Античные растительные мотивы встречаются
редко, гирлянды из завитков совсем отсутствуют, листья болыией
частью следуют поодиночке один за другим; главную роль играет
плетенка и ленточный орнамент. Капители и базы редко встречающихся
колонн и более частых полуколонн состоят из округлых подушек.
Наконец, местами на «парусах» и колоннах попадаются чисто арабские
мотивы сталактитов (см. т. 1, рис. 643). Особенно богат развалинами
церквей этого времени, среди которых нередки и восьмиугольные в
плане, город Ани, так называемая армянская Помпея. Полуразрушенная,
построенная из вулканического туфа патриаршая церковь Ани (рис. 70),
оконченная в 1010 г., представляла типичный пример армянской церкви,
имеющей в плане прямоугольник; однако ее купол покоился уже не на
системе опор, связанных со стенами, а на четырех свободно стоявших,
сильно расчлененных столбах, как в более древних армянских церквах
(см. выше). Вытянутая в продольном направлении и подразделенная на
три нефа, эта церковь внутри напоминала собой базилику. Наружные
стены украшены фальшивыми арками. Характерны треугольные фронтоны,
возвышающиеся над каждым из четырех фасадов. Снаружи эти церкви
производят впечатление еще большей гармоничности, чем внутри.
Армянский стиль перешел в Грузию, где, однако, из-за византийского
влияния, шедшего с Черного моря, он отчасти утратил свою строгую
последовательность. В построенной около 1000 г. армянским зодчим
Сионской церкви монастыря в Картли абсидная ниша на востоке и портал
на западе выдаются наружу. Напротив, дошедший до нас в развалинах
Кутаисский собор (1003—1009) имеет снаружи совершенно прямую
восточную стену, как в армянских церквах, и представляет на западной
стороне нартекс между двумя низкими башнеобразными частями. Капители
колонн внутри церкви украшены византийскими лиственными завитками,
наружные же стены оживлены фальшивыми аркадами и покрыты своеобразно
прелестным, хрупким армянским орнаментом.
Армения и Грузия в X и
XI столетиях еще не имели ни настоящей живописи, ни настоящей
скульптуры. Даже для иллюстрирования рукописей в этих странах
пользовались, как указывает, например, Евангелие Эчмиадзинского
монастыря 989 г., более древними сирийскими или современными
византийскими миниатюрами (см., например, Евангелие того же столетия
в библиотеке церкви св. Лазаря близ Венеции). Оригинальные,
нескопированные рисунки на полях рукописей грубы и нехудожественны.
Первые признаки национального армянского стиля обнаруживаются в
Трапезундском Евангелии, хранящемся в библиотеке церкви св. Лазаря
(№ 22); но этот национальный стиль сводится в конце концов лишь к
дальнейшему развитию заимствованных из сасанидского искусства
цветочных пальметт и подготовленных византийским искусством
инициалов в виде птиц. Первые армянские пальметты попадаются в
Трапезундском Евангелии X в., а птицы, хвосты которых изогнуты в
форме букв,— в армянском Евангелии XI в., принадлежащем упомянутой
библиотеке (№ 196). Эти составленные из птиц инициалы характерны для
всей и следующей армянской миниатюрной живописи.

Рис. 69. План церкви св.
Рипсиме в Вагаршапате. По Шназе

Рис. 70. Фасад
патриаршей церкви в Ани. По Байе |