К венской Книге Бытия лучше всего подойдет, написанный только в 6-м веке пурпурный кодекс Евангелия, которая сегодня хранится в соборе города Калабрия (Россано). Десять из 15-ти миниатюр (каждая занимает целую страницу) представляют собой в своей нижней половинке подгрудные изображения пророка, а в верхнее – сцены из Нового Завета, из которых, к примеру, Тайная Вечеря изображена по аналогичной схеме, что и Тайная Вечеря в церкви святого Аполлинария. Особой противоположностью всему этому является лист с изображением композиции «Христос перед Пилатом». Здесь совершенно отсутствует пейзаж, лица и фигуры, немного повернутые в профиль, наиболее схематичны по рисунку, нежели в Книге Бытия, колорит очень ярок, а очертания контуров необычайно резки. Вероятно, немногим
позже изготовлена мозаика алтарного пространства в церкви Успения
Богородицы в Никее, относимая Дилем только к XI в. Как исключение,
здесь в абсидной мозаике Богоматерь изображена не сидящей, а
стоящей и прижимающей Младенца к своей груди; по ту и другую сторону
от нее — длинные фигуры крылатых ангелов, облеченных в узорчатые
одежды и славословящих Господа. Большей свежестью, ясностью и
чистотой рисунка, правильной моделировкой и более живым колоритом
отличаются мозаики времени Василия I — так
называемого византийского ренессанса последней четверти
IX столетия.
К
их числу принадлежат великолепные мозаики храма св. Софии в
Константинополе, прежде всего — часто упоминаемая и воспроизводимая
мозаика нартекса (рис. 62), в которой изображен, у ног сидящего на
престоле Спасителя, коленопреклоненный бородатый император, в
короне, с распростертыми руками; подле Спасителя, в круглых
медальонах, помещены благородные по стилю погрудные лики Богоматери
и архангела Михаила. Затем сюда же относится мозаика купола в фессалоникийской церкви св. Софии; в середине представлен
возносящийся на небо Спаситель, а вокруг него, по краю купола,
Богоматерь, апостолы и ангелы в позе орантов. Благородные фигуры и
полные экспрессии лица характеризуют и эту художественную и
внутренне одухотворенную композицию. Образцом монументального
византийского искусства X в. служит
прежде всего обширное (оконченное уже в начале XI столетия)
мозаичное украшение, покрывающее интерьер главной церкви
упомянутого выше монастыря св. Луки в Фокиде. И здесь в абсиде
изображена Царица Небесная, сидящая на роскошном престоле. В
середине главного купола красовалась (теперь храма св. Софии в
Константинополе. По Зальценбергу погибшая) суровая и величавая
фигура Христа Вседержителя; сонм апостолов, архангелов, святых
епископов и монахов и здесь окружает Владыку Вселенной.

Рис. 62. Император
поклоняется Христу, сидящему на престоле. Мозаика в нартексе
В
нартексе поясные изображения угодников Божиих и гигантские фигуры
апостолов чередуются со сценами уничижения и славы Господних; над
входной дверью помещено изображение Христа Вседержителя. Строгая
последовательность задуманного ряда композиций и глубокий золотой
фон объединяют отдельные изображения в величественное идейное и
художественное целое как с внутренней, так и с внешней стороны. В
некоторых мозаиках еще отражается традиция лучших времен македонской
династии; но их стиль угловатее, жестче, неповоротливее. Черные
контуры фигур более грубы, компоновка сцен крайне неумелая, на
лицах застыло печальное выражение. В изображениях постепенно
начинает преобладать мрачный аскетический характер. К 1025 г., как
указал Диль и подтвердили потом исследования Вульфа, относятся
мозаики нартекса в церкви Успения Богородицы в Никее: над порталом
полуфигура оранты с воздетыми руками (изображающая, очевидно,
Богоматерь) имеет еще довольно чистые формы, разрез глаз —
миндалевидный, зрачки полузакрыты верхними веками (рис. 63); в
середине плоского купола — золотой крест, в парусах — евангелисты, в
круглых медальонах над ними — Христос, Иоанн Креститель и двое
святых.
В
этих последних изображениях упадок форм выказывается уже с
достаточной ясностью. Наконец, самому концу македонской эпохи
(1042—1058) принадлежат мозаики церкви Неа Мони на острове Хиос. В
абсиде представлена Богоматерь, стоящая (как исключение) без
Младенца, в позе оранты; в куполе — Христос Вседержитель, на парусах
— сидящие фигуры евангелистов и шестикрылые серафимы.

Рис. 63. Молящаяся
Богоматерь. Мозаика в церкви Коймесис в Никее. По Вульфу |