Романско-ломбардским искусством мы зовем искусство восточных склонов от Болоньи до Апеннин и долины реки По. Таким образом, в отношении территорий оно распространялось помимо непосредственно Ломбардии и на Эмилию, а зачастую, как мы уже отмечали выше, влияние этого искусство также было ощутимо на Апеннинах и в отдельных областях Южной и Средней Италии. Хотя романское архитектурное направление свое наиболее последовательно, гармоничное и чистое развитие получило на землях, пролегающих севернее Альпийских гор, тем не менее, ломбардская архитектура, исследованная Ривойрой, а затем более подробно Дартэном, огромную часть романских отдельных форм, как мы могли заметить ранее, выработала намного раньше, нежели северороманская.
Возможно, что эти формы, прототипы которых мы находим частью в Сирии
и Малой Азии (см. кн. 1), были пересажены, при посредстве
монастырского искусства и восточных монастырей, с одной стороны,
через Равенну в Ломбардию, с другой — если согласиться со
Стриговским — через Марсель, но, во всяком случае, отчасти и через
Италию,— во Францию и Германию. Как бы то ни было, свежие силы
Запада влили в эти формы новую жизнь и спаяли их в мощное целое.
Одни и те же причины имели одинаковые следствия как на Севере, так и
на Юге. Поэтому, признавая во многих отношениях первенство за
Ломбардией, мы не можем, однако, вернуться к разделяемому теперь
Ривойрой старому мнению, что романская архитектура распространилась
повсюду из Ломбардии.
Мы
уже видели (см. кн. 2, II, 1), что целый ряд отличительных признаков
романской архитектуры, каковы расчленение стен лопатками и
фальшивыми арками, аркатурные фризы и небольшие арочные галереи на
колонках, могли укорениться в ломбардском зодчестве уже в
предшествовавшее время. Точно так же мы встречаем еще до 1050 г., и
притом как на юге, так и на севере от Альп, романскую кубовидную
капитель, закругленную книзу в виде полушария. Но только с середины
XI столетия итальянские и северные зодчие
стали отваживаться на то, что составляет главное нововведение
романского стиля, а именно на покрытие сводами среднего нефа;
подобное покрытие, там, где оно производилось крестовыми сводами,
давало в плане ряд примыкающих один к другому правильных
четырехугольников. Романские базилики этой «связанной системы»,
соблюденной довольно последовательно, например в Пьяченцском соборе,
встречаются в Ломбардии не так часто, как на севере от Альп. Зато
более свободно перекрытая романская базилика, план которой вместо
старой Т-образной формы имеет форму латинского креста (см. рис. 89),
достигает блестящего развития именно в Ломбардии.

Рис. 143. Поперечный
разрез церкви Сант-Амброджо в Милане. По Дартэну
Указанная особенность романского стиля проявилась вполне в
перестроенной заново во второй половине XI
столетия (по Ривойре — в 1046—1071 гг.) первоначальной церкви св.
Амвросия (Сант-Амброджо) в Милане (см. ее план на рис. 72). Только
три ниши ее хора принадлежат еще постройке VIII—IX столетий. Атрий,
обнесенный галереей с колонками и столбами, каким мы видим его
теперь, построен не раньше XI—XIII столетий. Продольный корпус этой
церкви (рис. 143) — трехнефный, без трансепта, с восьмигранным
шатровым куполом над алтарным пространством, с двухъярусными
боковыми нефами почти одной высоты со средним нефом и с нартексом,
открывающимся в атрий пятью арками на каждом этаже. Внутри храма
большие квадраты среднего нефа перекрыты повышенными и потому
имеющими вид куполов крестовыми сводами, ребра которых утолщены
диагональными нервюрами. Подпорами этим нервюрам служат стройные
высокие полуколонны, приставленные к углам массивных столбов,
поддерживающих продольные и поперечные арки.
Между главными столбами вставлено по две арки меньшего размера,
которые, повторяясь в верхнем ярусе, образуют малые крестовые своды
над боковыми нефами и их эмпорами. На низких капителях столбов
лиственный орнамент, схематизированный в византийском духе,
перемешан с древней лангобардской плетенкой и животными формами
(рис. 144). Стилизованные завитки аканфа, аркатурные фризы и ряды
плоских полос украшают другие места. Особенно любопытны чудовища с
выпученными глазами на стержнях колонн главного портала. Подобные
фигуры фантастических животных, чисто внешним образом связанные с
элементами здания, составляют особенность ломбардской архитектурной
пластики. Что в этих причудливых формах сказывается германская раса
лангобардов, нам кажется не столь невероятным, как полагали в свое
время; этому не противоречат и отдельные случаи появления подобных
форм в Средней Италии, которые должны быть объясняемы именно
лангобардским влиянием. При всем своем значении для истории
романской архитектуры миланская церковь св. Амвросия не отличается
тем благородством пропорций, которое необходимо для того, чтобы
наизамечательнейшее здание было художественно в полной степени. |