
|
Фёдор Яковлевич Алексеев родился в 1753 (по другим источникам - в 1754году) в Санкт-Петербурге, в семье отставного солдата, работавшего сторожем при Академии наук, по прошению которого после окончания учёбы в гарнизонной школе в 1766 году он был принят в закрытое училище при Императорской Академии художеств. Проучившись один год в классе орнаментальной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, он перешёл в класс «живописи цветов и плодов» под руководством Г.Фандерминта и А.Перезинотти. Заканчивал Ф.Алексеев обучение в Академии художеств по классу пейзажа, что, в сущности, и стало делом всей его жизни. В 1733 году, при окончании Академии, Ф.Алексеев получил золотую медаль за выполненный пейзаж и был отправлен за казённый счёт в Венецию для изучения живописи театральных декораций. Однако всё время пребывания в Венеции он посвятил изучению работ знаменитых на тот момент пейзажистов А.Канале и Ф.Гварди. Академическое начальство было очень недовольно таким непослушанием Ф.Алексееева, вследствие чего он, по возвращению в Санкт-Петербург, встретил очень холодный приём и, не найдя достойной работы, устроился декоратором при театральном училище, где и проработал с 1779 по 1796 годы. Все эти годы он занимался копированием пейзажей полюбившихся А.Канале, Б.Белотто, Г.Робера и Ж.Берне, которые были в собрании Эрмитажа.
Этот труд получил заслуженную оценку профессионалов, а восторженная публика наделила художника званием «российского Каналетто». Среди его работ особую известность получила картина «Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости», созданная в 1794 году и послужившая основанием для присвоения художнику звания академика. В следующем, 1795 году Ф.Алексеев был командирован в Крым, Николаев и Херсон для «снятия видов», как говорилось в сопроводительных документах. В 1800-01 годах он был в командировке в Москве и в провинции, что послужило толчком для рождения пейзажей по мотивам эскизов, выполненных во время командировок. Многие виды Москвы, выполненные в тот период времени, заслужили похвалу не только взыскательной публики, но и царя.

|

|
Работая преподавателем перспективной живописи в Академии художеств с 1802 года, все последующие годы художник посвятил пейзажам любимого Санкт-Петербурга. Одной из самых известных картин того периода стала «Вид Казанского собора в Петербурге», созданная в 1811 году.
Однако со временем он стал забываться прежде восхищённой им публикой и умер 11 ноября 1824 года в нищете и всеми покинутый. |