Еще до англосакских завоеваний Британские острова «подверглись» влиянию христианства. Уже в то время религия достаточно сильно распространялась по всем островам. И только англосаксы смогли положить конец этому на юге Англии. Но христианство вскоре пришло в Ирландию, где долгое время жил апостол Патриций, более известный, как Святой Патрик. Он умер в 492-м году. Искусство того времени, которое пришло с новой верой на земли доселе девственные и не подвергнутые завоеваниям римлян, приняло весьма своеобразное в различных отношениях направление. Оно представляло собой необычный симбиоз неумелости и стремление к намеченной и определенной цели. Данное направление, прежде всего, выражалось в орнаментном искусстве.
Не стоит подвергать сомнениям, что орнаментика Ирландии, помимо александрийских (христианско-античных) и франко-меровигнских элементов не исключает в себе и местный, ирландско-кельтский характер.
Не стоит подвергать сомнениям, что орнаментика Ирландии, помимо александрийских (христианско-античных) и франко-меровигнских элементов не исключает в себе и местный, ирландско-кельтский характер
Учение, отрицающее существование в Центральной и Северной Европе
сколько-нибудь самостоятельного орнаментального искусства, кажется
нам, уже при взгляде на искусство первобытных народов, не
выдерживающим критики. Даже при самой низкой оценке заимствованных
мотивов ирландской орнаментики, в том, как ирландцы сумели
претворить чуждые элементы в новое, ярко национальное искусство,
нельзя не видеть самостоятельного художественного творчества. Из
Ирландии это новое искусство было вместе с христианством перенесено
ирландским духовенством в англосакскую Англию и в оставшуюся в
значительной своей части кельтской Шотландию, а затем и на
континент. Уже в начале VII столетия
ирландец Колумбан проповедовал на Боденском озере; его
соотечественник Галл основал в 614 г. аббатство Санкт-Галлен;
великий англосакс Винфрид (св. Бонифаций), с 747 г. архиепископ
Майнцкий, был убит при обращении фризов в христианство (в 755 г.).
Известный ученый Алкуин, друг и советник Карла Великого, родившийся
в 735 г. в Йорке, был англосакс, подобно Винфриду.
Как в Ирландии, так и в Англии с Шотландией сохранилось немало
памятников дороманской христианской архитектуры, но время их
возникновения недостоверно, а художественные формы бедны. Свои
сведения об этой архитектуре мы черпаем для Англии и Ирландии из
старых сочинений Бриттона и Петри, а для Шотландии — из работ Аллена
и Андерсона. В те столетия, о которых идет речь, на британских
островах господствовала деревянная архитектура. Однако рядом с ней
уже довольно рано развивается, примыкая к мегалитическим
постройкамэтих стран (см. т. 1, рис. 10), каменное церковное
зодчество. Интересно, что в древнейших каменных церквах Ирландии и
Шотландии, большей частью состоящих из одного нерасчлененного
помещения, встречаются еще доисторические формы; так, например, окна
церкви св. Кэмина (рис. 80) увенчаны двумя поставленными под углом
каменными плитами; равным образом, дверные арки иногда просто
выдолблены или же образованы посредством выпуска налегающих одна на
другую плит. Переход к настоящей арке виден в таких постройках,
какова, например, церковь Монашеского Острова близ Киллэло и церковь
св. Колумбы в Келсе, относимые к началу X
столетия. Особенно характерны для ирландской и шотландской церковной
архитектуры X и XI
столетий стройные, вверху заостренные круглые башни, стоящие
обычно на некотором расстоянии от самих церквей. Подобные башни мы
встречали раньше в Равенне.
Древнейшему архитектурному стилю принадлежат башни в Лёске в
Кондалькине; арки в воротах башен в Милике и Монестербойсе вырублены
из трех—пяти камней; немногим более развитые формы представляют
башни в Девенише и Киллэле. В церкви св. Кевина в Глендэло башня
высится над крышей, а при древней церкви в Дирнесе две круглые башни
стоят уже по краям западного фасада. В Англии, где римская
базиличная схема, укоренившаяся в древнехристианское время,
удержалась и в рассматриваемую нами эпоху, архитектура англосакских
церквей представляет другие особенности. Так, например, стены
четырехугольной башни древней церкви графа Бартона близ Нортхемптона
живо напоминают деревянную клетчатую постройку (фахверк), а колонки
сложных окон (рис. 81), в особенности верхнего яруса, по Реберу,
подражают своей округлостью, перетяжками и выпуклостями точеным из
дерева.
Переход от каменного зодчества к каменной пластике составляют
придорожные кресты, принадлежащие к числу наиболее самобытных
памятников раннесредневекового христианского искусства Ирландии,
Шотландии и Англии. У самых характерных из кельтских этих памятников
углы между ветвями креста закруглены, средний кружок, служащий
соединением между ветвями, гладкий; при дальнейшем развитии форм
этих крестов в них появляются «окна», то есть отверстия между
средним кружком и углами, сам кружок становится меньше, и вся форма
креста делается стройнее.

Рис. 80. Окно в церкви
св. Кэмина в Ирландии. По Стокс

Рис. 81. Колонки сложных
окон на башне церкви графа Бартона близ Нортхемптона. По фон Реберу |