Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)

Утро жизни Анри-Мари-Раймона де Тулуз-Лотрека было безоблачным. Он родился в фамильном графском замке Боек. Малыш был так хорош собою, что родные называли его не иначе, как Маленькое Сокровище. Но вскоре в жизни Анри началась полоса несчастий. Не дожив до года, умер его младший брат. Мать и отец разъехались. А Маленькое Сокровище так и оставалось маленьким. Анри почти не рос. В четырнадцать лет он, в результате неудачного падения, сломал обе ноги и на всю жизнь остался калекой-недоростком. Ходить он мог только опираясь на палку.
Увлеченность живописью, признание друзей и публики не могли принести полного счастья графу де Тулуз-Лотреку. Он остро осознавал свое уродство, свою неполноценность в мире здоровых и красивых людей. Своим он чувствовал себя только среди таких же ущербных людей, каким ощущал себя: падших женщин, бесшабашных, живущих одним днем артисток и натурщиц.
Сомнения, недовольство собой, отчаяние Лотрек привык заглушать алкоголем. Он не знал границ ни в развлечениях, ни в работе — словно сжигал свою жизнь с обоих концов. Родственники, видя, с каким упорством он занимается живописью, подарили ему мастерскую в Париже. Художник широко принимал там гостей — и каждый должен был непременно выпить. Разгульная жизнь подорвала его здоровье. Болезненный с детства, он заболел еще и чахоткой. В конце жизни Тулуз-Лотрека разбил паралич. Он умер, оставив в своих работах памятник среде, которая вдохновила, вознесла и погубила его.
Французский живописец и график. Видный представитель постимпрессионизма.
Основной темой его живописи был мир парижской артистической богемы, знаменитых кабаре («Мулен Руж», «Мулен де-ла-Галетт»), обитателей притонов и публичных домов.
Его творчеству присущ гротеск, сатира, экспрессия, психологизм. Художник ярко проявил себя в жанре плаката, создав около 30 литографированных театральных афиш.
На Монмартре. С детских лет Анри превосходно рисовал. Поэтому естественным для него было решение посвятить себя живописи. Тулуз-Ло-трек поселяется на Монмартре, где берет уроки живописи и жизни. Большое влияние на его творческое развитие оказало знакомство с импрессионистами, особенно — с Ван Гогом. В 1886—1887 годах Лотрек создает картины «Танцовщица», «Женщина с розовым бантом», «У прачки», пастельный портрет Ван Гога.
Как многие импрессионисты, Тулуз-Лотрек переживает увлечение японской гравюрой, творчески перерабатывая достижения японских мастеров. Художник делается завсегдатаем кабаре, становится близким другом танцовщиц, которых изображает на репетициях, в танце и в обыденной жизни. В его работах сочетаются гротеск, острое и безжалостное видение сатирика и глубинное сочувствие к своим моделям. Правдивое изображение грубой прозы жизни не исключает человечности. Тулуз-Лотрек сумел распознать в натужном веселье танцовщиц и жриц продажной любви потаенную горечь и вынужденную браваду.
Таковы полотна «В цирке Фернандо: наездница», «Танцы в Мулен-де-ла-Галетт», «Танец в Мулен Руж», «Никчемные». Возвышенным и сочувственным отношением к женщине дышит картина «Женщина в перчатках».
«Занятия Валентена с новыми девушками в Мулен Руж» (1889-1890). Картина обладает своеобразным свойством «стоп-кадра». Профильная фигура идущего мужчины срезана левой рамой картины. Мертвенный зеленоватый общий колорит с бледно-желтыми пятнами светильников создает ощущение, что персонажи передвигаются в гигантском аквариуме. Бросается в глаза контраст между статикой двух женских фигур на переднем плане и переданным нервной линией движением на среднем плане.

Две дамы — в розовом и черном — словно застыли в своем медлительном, исполненном буржуазного самодовольства шествии. Статичны и плохо различимые фигуры мужчин в черных цилиндрах. Новенькая танцовщица обращена к нам спиной, и в таком ракурсе — милосердный жест художника. Милосердный — потому что попытка неопытной девушки изобразить канкан исказила ее фигуру, поза неустойчива, руки и ноги неестественно вывернуты. Это почти карикатура! Преувеличенно характерно также изображение танцовщика Вален-тена: его непропорционально длинные ноги волнообразно извиваются, что заставляет вспомнить его прозвище — Бескостный. Картина представляет два мира: тех, кто развлекается, и тех, кто развлекает.
«В Мулен Руж» (1892). Динамическая диагональная композиция выводит некоторых персонажей за пределы полотна, что подчеркивает впечатление моментальной фотографии. Законы обратной перспективы, мастерски использованные художником, разворачивают изображенную сцену на зрителя.
На втором плане художник изобразил привычную компанию своих друзей: танцовщиц и актеров, сидящих за столом. На первом — срезанная рамой фигура девушки с лицом-маской, на которое разноцветными мазками падают отсветы газовых рожков. Необычайные резкие ракурсы, цветовые контрасты — все это эмоционально точно передает жизнь ночного Монмартра.
«Ля Гулю, входящая в Мулен Руж» (1892). Ля Гулю-танцовщица-прима, постоянная модель Тулуз-Лотрека. У входа в Мулен Руж она изображена в компании двух женщин: своей сестры и молоденькой дебютантки. На Ля Рулю вызывающе открытое платье, написанное широкими прозрачными мазками зеленых и голубых тонов, которое резко контрастирует со сдержанной расцветкой нарядов ее спутниц и красноватыми тонами стен кабаре. В преувеличенно резком изгибе тела танцовщицы — надлом и вызов, вульгарность и артистизм.