Апофеоз плоти. Питер Пауль Рубенс (1577-1640)
Апофеоз плоти. Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Фламандский живописец, график. Выдающийся представитель барокко. Живописи начал обучаться в Антверпене. Восемь лет прожил в Италии, изучал великих итальянских мастеров в Риме, Венеции, Генуе. Посетил Испанию.
Вернувшись в Антверпен, Рубенс становится придворным живописцем инфанты Изабеллы, наместницы Нидерландов.
Питер Пауль Рубенс обладал даром, свойственным творцам эпохи Возрождения, — он творил во всех возможных в то время жанрах. Портреты и лирические пейзажи, жанровые, исторические и мифологические картины, графика — все было ему доступно. На библейскую тему написаны картины «Несение креста» и «Снятие с креста». Мастерство многофигурной композиции ярко проявляется в работах «Суд Париса», «Битва греков с амазонками», «Львиная охота», «Охота на кабана». Стиль художника находился под влиянием двух направлений — барокко и классицизма.
Портреты и автопортреты окрашены личностным отношением к натуре, пронизаны лиризмом: «Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Вирса-вия», «Шубка».
Особый интерес проявляет Рубенс к изображению человеческого тела, черпая представления о прекрасном во фламандском народном восприятии красоты. А народный идеал красивой женщины — это здоровое, пышное, даже избыточное телесное начало, апофеоз плоти. Таковы картины «Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа», «Персей и Андромеда», «Венера и Бахус». Величественна и полна могучих сил природа в изображении Рубенса. Его мощный талант оказал влияние на многих европейских художников. На родине Рубенса — в Антверпене — поставлен бронзовый памятник великому живописцу.
«Елена Фоурмен с детьми» (после 1636 г.). Ранний «Автопортрет с Изабеллой Брандт» — один из самых лирических парных портретов в европейской живописи. Пара молодоженов преисполнена надежд и любви — это чувствуется и по выражению их лиц, и общему расположению фигур по отношению друг к другу. Нежные чувства связывали супругов до самой смерти Изабеллы.

Пятидесятитрехлетний Рубенс женился вторично. Поразительно, но его юная шестнадцатилетняя жена Елена Фоурмен обладала необычайным сходством с Изабеллой. Облик ее так же кроток и вместе с тем жизнерадостен, большие ясные глаза лучатся светом доброты и ласки. В «Портрете Елены Фоурмен с детьми» фигуры матери и двух детей объединены светлым сияющим колоритом, где звонкий красный цвет диванной обивки соседствует с коричневатым атласом детских одежд и тонами темного и светлого золота в облике женщины. У Рубенса нет глухих теней — все светится. Краска в тенях наложена жидким прозрачным слоем, сквозь нее просвечивает красноватый подмалевок, что придает даже затемненным объектам своеобразную теплоту, свойственную живому человеческому телу. Характерные для Рубенса длинные волнистые мазки, идущие по форме изображения, делают волосы детей и жены художника, пышные перья на шляпах легкими и словно бы движущимися.
«Портрет Елены Фоурмен» — портрет безмятежного счастья. Свет и воздух в этой картине переданы так совершенно и живо, так импрессионистично, что можно приписать ее авторство Огюсту Ренуару.
«Похищение дочерей Левкиппа» (1617). Рубенс всегда любил насыщать картины движением. Он выбирал сюжеты, позволяющие разворачивать сцены битв, борьбы, сопротивления. Даже если сам сюжет не требовал такой бури чувств и движений, Рубенс зачастую по своей воле привносил в него необыкновенное волнение.
В «Похищении дочерей Левкиппа» всё — смятение, всё — буря. На дыбы поднимаются лошади с мощной грудью и взметнувшимися вверх копытами. Полны отчаяния жесты отбивающихся девушек. Складки одеяний, гривы коней, пряди волос — всё в движении. Это кипение материи, это волнение масс и объемов свойственны вообще для барочной культуры. Дочери царя Левкиппа представлены в виде двух светловолосых красавиц с весьма пышными формами. Легкие покрывала спали с них во время борьбы, и на картине торжествует светящаяся нагота.

Динамика передана резкими изгибами и поворотами тел: одна девушка представлена со спины, в полупадении, другую — с видимым усилием — пытается поднять в седло всадник в доспехах и красном плаще. На лицах женщин — испуг, всего скорее притворный. Молодые мужчины глядят на своих пленниц с нескрываемым восхищением, они так бережно поддерживают их бьющиеся и сопротивляющиеся тела, что сразу становится ясно: пышнотелым красавицам не грозит никакая опасность.
Борьбу на переднем плане уравновешивает идиллический пейзаж заднего плана.
Оттенок игры, легкости и условности привносит в картину и фигурка ангелочка- путти, который притаился в левом углу картины, держась за уздечку лошади. Хотя лука и стрел разглядеть невозможно, ангелочек явно ассоциируется с Купидоном, античным мальчиком — богом любви. Конфликт для Рубенса не окрашивается в трагические тона, борьба для него — одно из возможных проявлений жизни, позволяющее изобразить человека в полном напряжении его физических и духовных сил.
«Персей И АнДрОМеда» (1620-1621). Картина создана по сюжету греческого мифа. Юный герой Персей освобождает красавицу Андромеду, которую должно было растерзать морское чудовище. Сам подвиг Персея остается как бы за кадром. Победа уже свершилась, все славят героя. Крылатая богиня Виктория венчает его голову лавровым венком. Горизонтальная композиция выстраивает всех персонажей в один торжествующий ряд. Персей, в латах и развевающемся плаще, держит свой непременный атрибут — блистающий щит с головой Медузы Горгоны. Обнаженная Андромеда, с типичными для манеры Рубенса пышными формами, скромно потупилась. Атмосферу всеобщего празднества подчеркивают фигуры резвящихся пухленьких амуров, один из которых повис на узде крылатого коня. Конь композиционно занимает чуть ли не половину картины, потеснив собой основных персонажей. Его мощный круп, пышная светлая грива, взметнувшиеся вверх крылья позволили Рубенсу в полной мере продемонстрировать мастерство живописца.
Это большое полотно в целом звучит гимном зрелой красоте, юным и непобедимым силам любви и природы.