главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Апофеоз плоти. Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Апофеоз плоти. Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Апофеоз плоти. Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

    Фламандский живописец, график. Выдающийся представитель барокко. Живописи начал обучаться в Антверпене. Восемь лет прожил в Италии, изучал великих итальянских мастеров в Риме, Венеции, Генуе. Посетил Испанию.
    Вернувшись в Антверпен, Рубенс становится придворным живописцем инфанты Изабеллы, наместницы Нидерландов.
    Питер Пауль Рубенс обладал даром, свойственным творцам эпохи Возрождения, — он творил во всех возможных в то время жанрах. Портреты и лирические пейзажи, жанровые, исторические и мифологические картины, графика — все было ему доступно. На библейскую тему написаны картины «Несение креста» и «Снятие с креста». Мастерство многофигурной композиции ярко проявляется в работах «Суд Париса», «Битва греков с амазонками», «Львиная охота», «Охота на кабана». Стиль художника находился под влиянием двух направлений — барокко и классицизма.
    Портреты и автопортреты окрашены личностным отношением к натуре, пронизаны лиризмом: «Автопортрет с Изабеллой Брандт», «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», «Вирса-вия», «Шубка».
    Особый интерес проявляет Рубенс к изображению человеческого тела, черпая представления о прекрасном во фламандском народном восприятии красоты. А народный идеал красивой женщины — это здоровое, пышное, даже избыточное телесное начало, апофеоз плоти. Таковы картины «Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа», «Персей и Андромеда», «Венера и Бахус». Величественна и полна могучих сил природа в изображении Рубенса. Его мощный талант оказал влияние на многих европейских художников. На родине Рубенса — в Антверпене — поставлен бронзовый памятник великому живописцу.
    «Елена Фоурмен с детьми» (после 1636 г.). Ранний «Автопортрет с Изабеллой Брандт» — один из самых лирических парных портретов в европейской живописи. Пара молодоженов преисполнена надежд и любви — это чувствуется и по выражению их лиц, и общему расположению фигур по отношению друг к другу. Нежные чувства связывали супругов до самой смерти Изабеллы.
    Пятидесятитрехлетний Рубенс женился вторично. Поразительно, но его юная шестнадцатилетняя жена Елена Фоурмен обладала необычайным сходством с Изабеллой. Облик ее так же кроток и вместе с тем жизнерадостен, большие ясные глаза лучатся светом доброты и ласки. В «Портрете Елены Фоурмен с детьми» фигуры матери и двух детей объединены светлым сияющим колоритом, где звонкий красный цвет диванной обивки соседствует с коричневатым атласом детских одежд и тонами темного и светлого золота в облике женщины. У Рубенса нет глухих теней — все светится. Краска в тенях наложена жидким прозрачным слоем, сквозь нее просвечивает красноватый подмалевок, что придает даже затемненным объектам своеобразную теплоту, свойственную живому человеческому телу. Характерные для Рубенса длинные волнистые мазки, идущие по форме изображения, делают волосы детей и жены художника, пышные перья на шляпах легкими и словно бы движущимися.
    «Портрет Елены Фоурмен» — портрет безмятежного счастья. Свет и воздух в этой картине переданы так совершенно и живо, так импрессионистично, что можно приписать ее авторство Огюсту Ренуару.
    «Похищение дочерей Левкиппа» (1617). Рубенс всегда любил насыщать картины движением. Он выбирал сюжеты, позволяющие разворачивать сцены битв, борьбы, сопротивления. Даже если сам сюжет не требовал такой бури чувств и движений, Рубенс зачастую по своей воле привносил в него необыкновенное волнение.
    В «Похищении дочерей Левкиппа» всё — смятение, всё — буря. На дыбы поднимаются лошади с мощной грудью и взметнувшимися вверх копытами. Полны отчаяния жесты отбивающихся девушек. Складки одеяний, гривы коней, пряди волос — всё в движении. Это кипение материи, это волнение масс и объемов свойственны вообще для барочной культуры. Дочери царя Левкиппа представлены в виде двух светловолосых красавиц с весьма пышными формами. Легкие покрывала спали с них во время борьбы, и на картине торжествует светящаяся нагота.
    Динамика передана резкими изгибами и поворотами тел: одна девушка представлена со спины, в полупадении, другую — с видимым усилием — пытается поднять в седло всадник в доспехах и красном плаще. На лицах женщин — испуг, всего скорее притворный. Молодые мужчины глядят на своих пленниц с нескрываемым восхищением, они так бережно поддерживают их бьющиеся и сопротивляющиеся тела, что сразу становится ясно: пышнотелым красавицам не грозит никакая опасность.
    Борьбу на переднем плане уравновешивает идиллический пейзаж заднего плана.
    Оттенок игры, легкости и условности привносит в картину и фигурка ангелочка- путти, который притаился в левом углу картины, держась за уздечку лошади. Хотя лука и стрел разглядеть невозможно, ангелочек явно ассоциируется с Купидоном, античным мальчиком — богом любви. Конфликт для Рубенса не окрашивается в трагические тона, борьба для него — одно из возможных проявлений жизни, позволяющее изобразить человека в полном напряжении его физических и духовных сил.
    «Персей И АнДрОМеда» (1620-1621). Картина создана по сюжету греческого мифа. Юный герой Персей освобождает красавицу Андромеду, которую должно было растерзать морское чудовище. Сам подвиг Персея остается как бы за кадром. Победа уже свершилась, все славят героя. Крылатая богиня Виктория венчает его голову лавровым венком. Горизонтальная композиция выстраивает всех персонажей в один торжествующий ряд. Персей, в латах и развевающемся плаще, держит свой непременный атрибут — блистающий щит с головой Медузы Горгоны. Обнаженная Андромеда, с типичными для манеры Рубенса пышными формами, скромно потупилась. Атмосферу всеобщего празднества подчеркивают фигуры резвящихся пухленьких амуров, один из которых повис на узде крылатого коня. Конь композиционно занимает чуть ли не половину картины, потеснив собой основных персонажей. Его мощный круп, пышная светлая грива, взметнувшиеся вверх крылья позволили Рубенсу в полной мере продемонстрировать мастерство живописца.
    Это большое полотно в целом звучит гимном зрелой красоте, юным и непобедимым силам любви и природы.

<< назад || далее >>


Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=

 


 «Риджина» открывает филиал в Лондоне 
Одна из ведущих московских галерей современного искусства, «Риджина», в конце этого месяца открывает новое выставочное пространство в Лондоне. Галерея займет два этажа в здании ХIX века, в котором раньше располагались склады (адрес: 22 Eascastle Street, район Фитцровия). Директорами галереи стали Ромилли Эвели (Romilly Eveleigh) и Аня Маккесси (Anya Mackessy).
 
Запутанная история шедевра Писсарро 

Вот уже почти 10 лет пожилой житель Сан-Диего Клод Кассирер (Claude Cassirer) пытается вернуть себе картину Камиля Писсарро (Camille Pissarro) «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», которая когда-то принадлежала его бабушке Лилли Кассирер Нойбауэр (Lilly Cassirer Neubauaer). Это ценное произведение она была вынуждена оставить в Германии, спасаясь от преследований нацистов в 1939 году. С тех пор полотно сменило множество владельцев и в конце концов оказалось в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где находится и по сей день.

 Марико Мори создает новый проект для океана 
Японская художница Марико Мори (Mariko Mori), прославившаяся благодаря своим высокотехнологичным инсталляциям, создаст произведение лэнд-арта для тихоокеанского острова Мияко. Работа, которая называется «Первичный ритм», будет состоять из двух частей — «Солнечной колонны» и «Лунного камня», которые разместятся на двух утесах неподалеку от берега. 

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005