Грузинское и армянское искусство (см. выше, кн. 2, I, 4) в конце 9-го века практически в любом отношении подпало под влияние арабского и турецкого искусства. Но главная форма храмов, о чем свидетельствует небольшая церквушка Сурб-Григор в Ани (13 век) осталась старой. Особое и характерное влияние арабских орнаментов можно увидеть на куфической надписи (т. 1, рис. 646) над порталом церкви в Гелати (Грузия). Но стоит отметить, что Грузия в это пору переходила от армянских форм архитектуры к византийским. В грандиозной церкви Гелатского монастыря можно найти три восточные абсиды, снаружи многогранные, внутри полукруглые – именно такие особенности присущи византийскому искусству. Армянская орнаментика получила в Грузии поистине удивительное развитие. Но вскоре перемешалась с турецко-арабскими колоритными мотивами и византийскими растительными завитками.
Для изучения армянской живописи почти единственным материалом служат
иллюстрированные рукописи, в которых даже фигурные изображения,
оставаясь, в сущности, византийскими, все более и более принимают
армянский отпечаток. Уже в таблицах канонов армянского Евангелия в
библиотеке монастыря Сан-Ладзаро, близ Венеции, рукописи 1193 г.,
наряду с полуциркульными арками встречаются трехчетвертные арки,
капители и базы колонн принимают армянскую шарообразную форму, а в
резких особенностях цветного орнамента выказывается персидское
влияние. Начиная с XIII столетия возникает
настоящая армянская миниатюрная живопись, стиль которой сохраняется
почти без изменений вплоть до XVII столетия. Собственно библейские
композиции и здесь являются копиями византийских оригиналов, с
ничтожными добавками. Наоборот, светские сюжеты чаще всего имеют
азиатский характер.
Орнаментика последовательно развивается дальше, исходя из указанных
нами выше начал. «Птичий» орнамент, в основе своей
древнехристианский, становится типичной принадлежностью
национального армянского искусства. В инициалах Библии 1375 г.,
хранящейся в библиотеке общины армян-мхитаристов на острове
Сан-Ладзаро, мы находим самые причудливые сочетания птичьих и
растительных форм (рис. 124). Поля рукописей орнаментируются
пальметтами со вставленными в них изображениями сирен. Тикканен
указывал на византийское происхождение подобных мотивов в букве Е
одной армянской рукописи XV столетия (рис. 125). Своим
художественно-историческим значением это армянское искусство обязано
элементам, внесенным в него извне; само же оно развило дальше лишь
немногое и тем менее было в силах создать что-либо новое.

Рис. 124. Составленные
из птичьих фигур буквы армянской Библии 1375 г. По Стриговскому |