Автопортрет "Отверженные" 1888

Среди автопортретов Гогена картина "Отверженные" занимает особое место. Предыстория создания этого произведения такова. Еще в 1887 году, встретившись в кафе "Тамбурин", Гоген и Винсент Ван Гог в знак дружеской симпатии обменялись полотнами: Гогену достался один из первых натюрмортов с подсолнухами, а Винсент получил бретонский пейзаж. Год спустя Ван Гог пишет Гогену из Арля, приглашает его к себе и предлагает обменяется автопортретами. В ответ Гоген пишет автопортрет с надписью "Отверженные" и посвящением: "Другу Винсенту". В Правом Верхнем углу полотна — Профиль
Эмиля Бернара. Название картины отсылает нас к известному роману Виктора Гюго. К автопортрету, отправленному Ван Гогу, Гоген приложил комментарий: "Обличье мя-аежника, плохо одетого и могучего, наподобие Жана Валь-жана, у которого есть внутреннее благородство и внутренняя доброта... Я наделил его своими чертами, так что теперь вы имеете мой личный портрет, а также портрет в целом несчастных жертв общества..."
Ван Гог достаточно сурово критикует автопортрет Гогена, хотя в то же время он очень взволнован его искренним письмом. Он понимает, что эта картина — не только плод художественных поисков Гогена, но и отражение его внутренних страданий. Гоген действительно чувствует себя отверженным: отверженным обществом, покинутым женой, утратившим возможность общаться с детьми, которых он очень любит и по которым мучительно тоскует...

В том же 1888 году, уже находясь в Арле по приглашению Винсента, Гоген пишет портрет мадам Жину — той самой, которая позировала Ван Гогу для "Арлезианки". Эта картина — отражение дружеского диалога и своего рода полемики с Ван Гогом и его творчеством. "Я написал кафе, которое очень нравится Винсенту и гораздо меньше мне, — сообщает Гоген Бернару. — На фоне красных обоев три проститутки, у одной на голове папильотки... На первом плане почти завершенная фигура арлезианки..." Используя ту же палитру, что и Ван Гог, и такие же цветовые контрасты, Гоген нарисовал очень личную картину. Мадам Жину едва заметно улыбается. Горизонтальные линии и полоса голубоватого дыма придают полотну равновесие и стабильность, которой нет в "Ночном кафе" Ван Гога. Если мир Винсента преисполнен душераздирающими страданиями, то мир Гогена наполнен скрытой силой, легкой иронией и уверенностью в себе.