главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Батальная гравюра в русском искусстве XVIII века

    С гравюрой связаны и первые известные нам имена русских мастеров, выполнявших так называемые «баталии» — сцены морских и сухопутных сражений, различные эпизоды Северной войны. Следует назвать прежде всего А. Ф. Зубова, автора многих известных батальных гравюр («Бой при Гангуте», 1711), А. И. Ростовцева («Взятие Выборга», 1715).
    В петровское время не только гравюра, но и живопись стремилась к такой же актуальности и практической пользе.
    
    В живописи на первый план выдвигаются такие жанры, которые довольно условно в духе XVIII века могут быть нами названы — «персоны» (портрет) и «истории» (мифологически-аллегорические композиции и баталии). Собственно исторической живописи с реальными историческими сюжетами в начале XVIII века мы еще не знаем. Был батальный жанр, наиболее распространенный и более всего любимый Петром.
    Часто происходило сближение жанров — портретного и батального. В портрете полководец изображается на фоне сражения, в батальной же картине превалирует непосредственно сцена битвы. Но тут и там главным является изображение «героя», создание образа полководца.
    Глубокое понимание исторической значимости побед русского оружия, особенно в Северной войне (1700—1721), побуждало Петра давать заказы иностранным художникам на создание картин, посвященных героическим событиям этой войны. Так, в 1718 году художникам И. Таннауэру и Л. Каравакку, приглашенным 8 Петром I в Россию, было предложено написать «Полтавскую баталию». Двум европейским художникам Пьеру Дени МартенуМладшему и Жану Марку Натье было поручено изобразить победы в Северной войне.
    Над «Полтавской баталией» работал и крупнейший русский портретист, любимый художник Петра I — Иван Никитин. К сожалению, немногие из перечисленных картин сохранились.
    Из батальных полотен начала XVIII века особый интерес представляет картина «Куликовская битва». Находящаяся в залах Русского музея, она и по сей день является загадкой для исследователя. Кто был ее автором? И. Н. Никитин, А. М. Матвеев или другой какой русский художник? Споры об этом не затихают до сих пор. Впрочем, для нас это уже не столь важно. Главное, что это бесспорно работа русского мастера, писавшего картину по гравюре западноевропейского художника. Но, заимствуя отдельные композиционные группы, русский живописец сумел создать свое, отличное от оригинала произведение. Старые, идущие от русской иконописи приемы (условность лиц, пояснительные надписи) сочетаются с новой, не применявшейся в древнерусском искусстве техникой живописи (картина написана на холсте масляными красками).
    Если сравнивать батальные композиции, созданные художниками в начале XVIII века, с батальными сценами в искусстве Древней Руси, наглядно видишь, как изменился способ изображения, ушли в прошлое условные иконописные приемы.
    На смену плоскостному, построенному по законам обратной перспективы изображению битвы в древнерусских иконах пришло иное — правдивое и точное воспроизведение сражения, передача реальной глубины пространства, точно подмеченных деталей. Более активным, действенным сделался фон картины. Правда, он, как и прежде в иконах, служит выявлению ведущей роли полководца, будь то князь-воин в иконах, или царь-полководец в картинах. В этом еще сказывалась тесная связь новой батальной живописи XVIII века с традициями древнерусского искусства. Сплав традиционности и новаторства можно обнаружить не только в содержании, но и в живописной технике произведений тех лет. И в этом также специфика искусства начала XVIII века.
    Первые свои шаги историческая живопись в начале XVIII века (мы в данном случае не имеем в виду гравюру этого времени) делает как живопись батальная. О подлинном историзме подобных военных сцен говорить не приходится. В них еще нет раскрытия настоящей исторической правды суровых лет петровского времени. Парадность, аллегоричность, возвеличивание императора, полководца — одна из отличительных черт живописных «баталий» начала XVIII века.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Александр Иванов
Самым крупным явлением в русском искусстве XIX века и одновременно в исторической живописи 30-50-х годов было творчество Александра Андреевича Иванова.Александр Андреевич Иванов родился в семье художника. Его отец — Андрей Иванович Иванов был профессором Академии художеств, куда в возрасте одиннадцати лет был...
читать статью

Василий Суриков
Отличающееся чуткостью, живым восприятием постоянно меняющейся, движущейся истории, искусство передвижников стало для нас одним из ценнейших исторических источников, в котором отразились объективные процессы развития русского общества второй пол. XIX — начала XX века.
читать статью


Снять виллу на кипре краткосрочная аренда вилл.

Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/batal_naya_gravyura_v_russkom.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/batal_naya_gravyura_v_russkom.html on line 115