главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Боярыня Морозова»

    Следующей значительной картиной Сурикова была «Боярыня Морозова» (1887, Третьяковская Галерея). Первые наброски относятся к 1881 году. Чем привлек художника образ Морозовой, какие черты ее характера были близки и созвучны ему? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к истории.
    В 1655 году при царе Алексее Михайловиче патриарх Никон провел церковные реформы, смысл которых заключался в изменении обрядов и исправлении богослужебных книг по греческим образцам. Но уже с первых дней эти реформы вызвали ожесточенный протест народных масс, особенно крепостного крестьянства и городской бедноты. Возникает «раскол», т. е. отделение от церкви противников Никоновых реформ, не желавши признавать церковных изменений и требовавших сохранения старых обрядов.
    
    Борьба против «новой веры», которую насильно внедряло правительство, явилась своеобразной формой протеста против усиливающегося гнета и закрепощения крестьян. Царское правительство и официальная церковь, почувствовав серьезную опасность в движении раскольников, стали на путь жестоких преследований приверженцев «старой веры». Главой раскольников был протопоп Аввакум, человек сильной воли, всю жизнь боровшийся с новой верой. Ближайшей его ученицей была боярыня Морозова. Рано овдовев, она превратила свой дом в убежище для всех несогласных с новой верой и вовлекала в раскол многих родовитых бояр.
    Верный своим принципам, Суриков трактует картину как народную драму, главными действующими лицами выступают Морозова и народ.
    Раннее зимнее утро. Узкая московская улица заполнена людьми. По глубокому рыхлому снегу, с трудом пробираясь сквозь скопление народа, движутся дровни. В санях, на соломе, прикованная тяжелыми цепями, сидит Морозова.
    Выразительно лицо Морозовой. Пламенный взгляд скорбного, измученного человека. Рядом нищенка, преклонив колени, стоя на снегу, с выражением жалости, сочувствия и любви смотрит на Морозову. Она словно пытается остановить ее, протягивая руку вперед.
    Спешит за санями, сжав руки перед собой, сестра Морозовой княгиня Урусова. Глубокая дума застыла на лице странника с посохом. В правой части картины — мир женских образов, душевно близких Морозовой. Ее подвиг находит отклик в их сердцах. Жалость, печаль, скорбь — все эти чувства можно прочесть на их лицах.
    Женские образы полны чарующей душевной красоты. Русская сердечность, отзывчивость получили здесь яркое и обобщенное художественное выражение. Здесь и готовность к самопожертвованию, и готовность к подвигу. Чтобы передать этот многообразный мир разноликой толпы, чтобы раскрыть сложнейшие душевные переживания людей, мастеру понадобилась упорная четырехлетняя работа, во время которой было написано множество подготовительных этюдов с натуры.
    Работа над композицией в целом сочеталась с тщательностью работы над каждой деталью. Суриков неустанно искал в музеях сохранившиеся женские головные уборы, образцы древнерусских одежд, расписные дуги.
    «Когда я телегу видел, я каждому колесу готов был в ноги поклониться. В дровнях-то красота какая... Ведь русские дровни воспеть нужно»,— замечал художник.
    Все с натуры и ничего от себя —это неизменный принцип художественного метода Сурикова.
    Композиционные искания Сурикова были неотделимы от живописных. Изумительно передан пейзаж русской зимы с влажным голубоватым воздухом, удивительно многоцветным снегом. А какое богатство цвета в одеждах народной толпы! Коричневые, красные, черные, синие в сочетании с золотистыми, желтыми, оранжевыми, они сверкают и переливаются, создавая исключительную по красоте и звучности цветовую гамму. Все эти яркие, разнообразные краски смягчены и объединены рассеянным светом зимнего утра.
    На фоне снежных, светлых красок русской зимы и нарядных узорчатых одежд собравшейся толпы черным цветом выделяется фигура Морозовой. Это придает картине драматический характер.
    Картины Сурикова удовлетворяли этим требованиям. Ни одно произведение не пользовалось таким успехом, как «Боярыня Морозова». Выставленная в 1887 году, она была воспринята как выдающееся событие в русской живописи.
    Краски суриковских картин проникнуты подлинно национальным пониманием живописной красоты и поэзии русской природы.
    «Суриков просто гениальный человек,— писал Стасов.— Подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей школе... Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал».

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

«Степан Разин»
Над историческими композициями Суриков продолжал работать и в новом, XX веке. Зимой 1906-07 года на двадцать пятой передвижной выставке было показано полотно «Степан Разин» (1907, Государственный Русский Музей).
читать статью

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Третья большая историческая картина Репина отличается от предыдущих. Это знаменитое историческое полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891, Государственный Русский Музей), в которой художник героем картины сделал народ, отстаивающий свою свободу и независимость. В основе этой работы —...
читать статью



Известные художники

Верещагин Василий Васильевич
Верещагин В.В. родился в Череповце (1842) в семье помещика. В восемь лет родители отдали Василия в кадетский Малолетний корпус. Окончив его (1853), он перевелся в морской кадетский Петербургский корпус. ....
читать
Вирсаладзе Симон Багратович
Вирселадзе С.М. родился в 1908, в Тбилиси. Свою будущую профессию (театральный художник) он начал осваивать в Тифлисской АХ. Затем Вирселадзе продолжил обучение в московском ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/boyarinya_morozova_HN74Uw.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/boyarinya_morozova_HN74Uw.html on line 116