главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Запутанная история шедевра Писсарро

Запутанная история шедевра Писсарро

Вот уже почти 10 лет пожилой житель Сан-Диего Клод Кассирер (Claude Cassirer) пытается вернуть себе картину Камиля Писсарро (Camille Pissarro) «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», которая когда-то принадлежала его бабушке Лилли Кассирер Нойбауэр (Lilly Cassirer Neubauaer). Это ценное произведение она была вынуждена оставить в Германии, спасаясь от преследований нацистов в 1939 году. С тех пор полотно сменило множество владельцев и в конце концов оказалось в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где находится и по сей день.
«Улицу Сент-Оноре» некогда купил у самого Писсарро прапрадед Клода Кассирера Юлиус (Julius). Когда Клод был еще маленьким, картина украшала гостиную в доме его бабушки Лилли в Берлине, где он часто играл. Мать Клода умерла вскоре после его рождения, и именно бабушка занималась воспитанием внука. «Она была мне как мать», — вспоминает Клод Кассирер.
С приходом к власти в 1933 году Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) члены семьи Кассирера оказались разбросаны по всему миру. Отец Клода, Фриц (Fritz), переехал с сыном в Прагу, где открыл газету для тех, кто так же, как и он, бежал от преследований нацистов. Однако через некоторое время издание обанкротилось: война приближалась и несла с собой рост антисемитских настроений в центральной Европе. Старший Кассирер был вынужден отправить своего отпрыска в пансион в Великобританию. «В школе я пользовался большим авторитетом, потому что мог переводить речи Гитлера, которые передавали по радио. Все хотели знать, о чем он говорит», — рассказал Кассирер.
Бабушка Лилли после отъезда своего единственного внука переехала в Мюнхен и вышла замуж за известного физика. Она одной из последних членов семьи бежала от ужасов холокоста. В 1939 году она была вынуждена отдать картину Писсарро представителю нацистов в обмен на выездную визу и тем самым избежала судьбы своей сестры, скончавшейся в концентрационном лагере Терезиенштадт. «Бабушка никогда не знала, что затем произошло с картиной», — признался Кассирер.
В 1940 году, незадолго до нацистской оккупации, Клод уехал во Францию. А через год ему удалось бежать из страны. Через Касабланку (Марокко) он перебрался Кливленд, США. Туда он добрался летом 1941 года без гроша в кармане. Сначала он работал на складе в магазине, принадлежавшем его дальнему родственнику, а затем был ассистентом cassirer.jpgграфа. Через некоторое время он сам начал cassirer.jpgграфировать и открыл собственную мастерскую.
В 1944 году Кассирер женился на Беверли Беллин (Beverly Bellin), дочери еврейских эмигрантов, выходцев из России. В 1957 году, после смерти своего второго мужа, к ним приехала бабушка Лилли. Сама она скончалась через пять лет и оставила в наследство Кассиреру все свое имущество: антикварный шкаф, который ей разрешили взять с собой во время бегства из Германии, фарфоровую посуду, передававшуюся в семье из поколения в поколение, и права на полотно Писсарро.
По словам Кассирера, и он, и бабушка всегда верили, что картина однажды найдется. На протяжении долгих лет им давали надежду истории о том, как бывшие владельцы возвращали себе похищенные нацистами ценности, находившиеся в музейных и частных коллекциях.
И вот в 2000 году, когда Клод и его жена уже вырастили двоих детей, ушли на пенсию и переехали в дом в пригороде Сан-Диего, им позвонила одна из бывших клиенток Кассирера и сказала, что нашла картину.
Как выяснилось, судьба «Улицы Сент-Оноре» после отъезда Лилли Кассирер из Германии оказалась драматичной и наполненной событиями.
Нацистский арт-дилер из Мюнхена Якоб Шайдвиммер (Jakob Scheidwimmer), который в 1939 году вынудил бабушку Клода «продать» ему картину, затем перепродал ее другому дилеру. Тот, спасаясь от преследований нацистов, бежал в Голландию, однако и там его вскоре настигла немецкая оккупация. Гестаповцы конфисковали работу и отправили ее назад в Германию, где она была продана с аукциона в 1943 году анонимному покупателю. След картины на некоторое время затерялся.
После войны немецкое правительство признало сделку 1939 года недействительной и объявило Лилли законной владелицей, если картину удастся найти. В конце 1950-х годов власти даже выплатили ей символическую компенсацию в размере 13 тысяч долларов (сейчас стоимость полотна оценивают в 20 миллионов долларов).
Сведения об «Улице Сент-Оноре» вновь появились в 1952 году. Некая нью-йоркская галерея продала картину коллекционеру из Сент-Луиса, тот продал ее в 1976 году неизвестному дилеру, а он вскоре перепродал ее известному швейцарскому коллекционеру, барону Гансу Генриху Тиссен-Борнемиса (Hans Heinrich Thyssen-Bornemisza).
В 1988 году Испания заплатила ему 50 миллионов долларов за показ принадлежащей ему коллекции в своей стране в течение 10 лет. Однако в 1993 году власти окончательно выкупили собрание за 327 миллионов долларов. С этого времени «Улица Сент-Оноре» экспонируется в государственном Музее Тиссен-Борнемиса, расположенном неподалеку от знаменитого Прадо.
Узнав об этом, Кассиреры, располагавшие лишь небольшой суммой денег, обратились во Всемирный еврейский конгресс с просьбой помочь им начать переговоры с правительством Испании. После бесплодных попыток убедить Мадрид в том, что именно он является законным владельцем картины, Клод Кассирер в 2005 году подал иск в Окружной суд США в Лос-Анджелесе против Королевства Испании и Фонда коллекции Тиссен-Борнемиса.
Несмотря на то, что Испания подписала соглашение о возвращении владельцам произведений искусства, украденных нацистами, представители властей и фонда не признали претензии Кассирера правомерными. Дело в том, что Испания, являющаяся суверенным государством, не может отвечать перед судебными органами других государств, в т. ч. США.
И вот уже пять лет юристы и судьи спорят о том, должен ли Кассирер сперва обратиться в испанский суд и там решить вопрос о праве собственности на картину Писсарро, чтобы затем его иск мог рассмотреть федеральный суд США. Не удается им прийти к согласию и еще по одному вопросу: должна ли Испания расплачиваться за проступки другого государства — нацистской Германии. Есть и еще один спорный момент: если испанская сторона все же выступит в суде, то, скорее всего, она будет настаивать на том, что бабушка Кассирера уже получила положенную компенсацию. Однако многие юристы убеждены, что репарации, выплаченные послевоенной Германией, не должны влиять на претензии наследников.
Сейчас дело находится на рассмотрении совета из 11 присяжных Апелляционного суда 9-го округа США. Однако окончательного решения Кассиреру, которому в следующем месяце исполнится 89 лет, видимо придется ждать еще долго.
Вот уже почти 10 лет пожилой житель Сан-Диего Клод Кассирер (Claude Cassirer) пытается вернуть себе картину Камиля Писсарро (Camille Pissarro) «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», которая когда-то принадлежала его бабушке Лилли Кассирер Нойбауэр (Lilly Cassirer Neubauaer). Это ценное произведение она была вынуждена оставить в Германии, спасаясь от преследований нацистов в 1939 году. С тех пор полотно сменило множество владельцев и в конце концов оказалось в Музее Тиссен-Борнемиса в Мадриде, где находится и по сей день.
«Улицу Сент-Оноре» некогда купил у самого Писсарро прапрадед Клода Кассирера Юлиус (Julius). Когда Клод был еще маленьким, картина украшала гостиную в доме его бабушки Лилли в Берлине, где он часто играл. Мать Клода умерла вскоре после его рождения, и именно бабушка занималась воспитанием внука. «Она была мне как мать», — вспоминает Клод Кассирер.
С приходом к власти в 1933 году Адольфа Гитлера (Adolf Hitler) члены семьи Кассирера оказались разбросаны по всему миру. Отец Клода, Фриц (Fritz), переехал с сыном в Прагу, где открыл газету для тех, кто так же, как и он, бежал от преследований нацистов. Однако через некоторое время издание обанкротилось: война приближалась и несла с собой рост антисемитских настроений в центральной Европе. Старший Кассирер был вынужден отправить своего отпрыска в пансион в Великобританию. «В школе я пользовался большим авторитетом, потому что мог переводить речи Гитлера, которые передавали по радио. Все хотели знать, о чем он говорит», — рассказал Кассирер.
Бабушка Лилли после отъезда своего единственного внука переехала в Мюнхен и вышла замуж за известного физика. Она одной из последних членов семьи бежала от ужасов холокоста. В 1939 году она была вынуждена отдать картину Писсарро представителю нацистов в обмен на выездную визу и тем самым избежала судьбы своей сестры, скончавшейся в концентрационном лагере Терезиенштадт. «Бабушка никогда не знала, что затем произошло с картиной», — признался Кассирер.
В 1940 году, незадолго до нацистской оккупации, Клод уехал во Францию. А через год ему удалось бежать из страны. Через Касабланку (Марокко) он перебрался Кливленд, США. Туда он добрался летом 1941 года без гроша в кармане. Сначала он работал на складе в магазине, принадлежавшем его дальнему родственнику, а затем был ассистентом cassirer.jpgграфа. Через некоторое время он сам начал cassirer.jpgграфировать и открыл собственную мастерскую.
В 1944 году Кассирер женился на Беверли Беллин (Beverly Bellin), дочери еврейских эмигрантов, выходцев из России. В 1957 году, после смерти своего второго мужа, к ним приехала бабушка Лилли. Сама она скончалась через пять лет и оставила в наследство Кассиреру все свое имущество: антикварный шкаф, который ей разрешили взять с собой во время бегства из Германии, фарфоровую посуду, передававшуюся в семье из поколения в поколение, и права на полотно Писсарро.
По словам Кассирера, и он, и бабушка всегда верили, что картина однажды найдется. На протяжении долгих лет им давали надежду истории о том, как бывшие владельцы возвращали себе похищенные нацистами ценности, находившиеся в музейных и частных коллекциях.
И вот в 2000 году, когда Клод и его жена уже вырастили двоих детей, ушли на пенсию и переехали в дом в пригороде Сан-Диего, им позвонила одна из бывших клиенток Кассирера и сказала, что нашла картину.
Как выяснилось, судьба «Улицы Сент-Оноре» после отъезда Лилли Кассирер из Германии оказалась драматичной и наполненной событиями.
Нацистский арт-дилер из Мюнхена Якоб Шайдвиммер (Jakob Scheidwimmer), который в 1939 году вынудил бабушку Клода «продать» ему картину, затем перепродал ее другому дилеру. Тот, спасаясь от преследований нацистов, бежал в Голландию, однако и там его вскоре настигла немецкая оккупация. Гестаповцы конфисковали работу и отправили ее назад в Германию, где она была продана с аукциона в 1943 году анонимному покупателю. След картины на некоторое время затерялся.
После войны немецкое правительство признало сделку 1939 года недействительной и объявило Лилли законной владелицей, если картину удастся найти. В конце 1950-х годов власти даже выплатили ей символическую компенсацию в размере 13 тысяч долларов (сейчас стоимость полотна оценивают в 20 миллионов долларов).
Сведения об «Улице Сент-Оноре» вновь появились в 1952 году. Некая нью-йоркская галерея продала картину коллекционеру из Сент-Луиса, тот продал ее в 1976 году неизвестному дилеру, а он вскоре перепродал ее известному швейцарскому коллекционеру, барону Гансу Генриху Тиссен-Борнемиса (Hans Heinrich Thyssen-Bornemisza).
В 1988 году Испания заплатила ему 50 миллионов долларов за показ принадлежащей ему коллекции в своей стране в течение 10 лет. Однако в 1993 году власти окончательно выкупили собрание за 327 миллионов долларов. С этого времени «Улица Сент-Оноре» экспонируется в государственном Музее Тиссен-Борнемиса, расположенном неподалеку от знаменитого Прадо.
Узнав об этом, Кассиреры, располагавшие лишь небольшой суммой денег, обратились во Всемирный еврейский конгресс с просьбой помочь им начать переговоры с правительством Испании. После бесплодных попыток убедить Мадрид в том, что именно он является законным владельцем картины, Клод Кассирер в 2005 году подал иск в Окружной суд США в Лос-Анджелесе против Королевства Испании и Фонда коллекции Тиссен-Борнемиса.
Несмотря на то, что Испания подписала соглашение о возвращении владельцам произведений искусства, украденных нацистами, представители властей и фонда не признали претензии Кассирера правомерными. Дело в том, что Испания, являющаяся суверенным государством, не может отвечать перед судебными органами других государств, в т. ч. США.
И вот уже пять лет юристы и судьи спорят о том, должен ли Кассирер сперва обратиться в испанский суд и там решить вопрос о праве собственности на картину Писсарро, чтобы затем его иск мог рассмотреть федеральный суд США. Не удается им прийти к согласию и еще по одному вопросу: должна ли Испания расплачиваться за проступки другого государства — нацистской Германии. Есть и еще один спорный момент: если испанская сторона все же выступит в суде, то, скорее всего, она будет настаивать на том, что бабушка Кассирера уже получила положенную компенсацию. Однако многие юристы убеждены, что репарации, выплаченные послевоенной Германией, не должны влиять на претензии наследников.
Сейчас дело находится на рассмотрении совета из 11 присяжных Апелляционного суда 9-го округа США. Однако окончательного решения Кассиреру, которому в следующем месяце исполнится 89 лет, видимо придется ждать еще долго.

 


Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=

 

 

Интересные статьи

Между Средневековьем и Ренессансом. Джотто
Работал во Флоренции, где расписал капеллы Перуцци и Барди, в Парме, посетил Рим. Во многом истоки творчества Джотто исходят из традиций Средневековья. Однако глубокое личностное начало, тяготение к реальной жизни, утверждение ценности человеческой индивидуальности позволяют назвать Джотто провозвестником Возрождения и представителем Проторенессанса. Джотто привлекал в живописи драматизм. Жесты и позы персонажей его фресок помогают передать их внутреннее состояние и характер. читать все



Импрессионизм — начало новой эпохи
Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005