Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

Человек-легенда. Виднейший представитель сюрреализма, график и живописец, поэт, писатель, эссеист, лектор. Он был творцом и режиссером своей жизни. Родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас. В 1922 году, переехав вместе с отцом и сестрой в Мадрид, юноша увлекается живописью. Он преклоняется перед творчеством старых мастеров. С необыкновенной быстротой осваивает академическую манеру письма. Поиски стиля великолепно иллюстрирует его ранний (1920—1921) «Автопортрет с Рафаэлевой шеей». Это облик романтического бунтаря, юного красавца с выразительными черными глазами, в которых таится вызов. Непропорционально вытянутая шея в самом деле вызывает в памяти известный автопортрет Рафаэля Санти. Романтичен — созвучно изображенному юноше — и пейзаж с огненно-красными облаками и почти черными древесными листьями, образующими изысканный силуэт.
Холодным умиротворением веет от картины «Женская фигура у окна» (1925). Женская фигура, обращенная к зрителю спиной, выполнена в серо-голубых тонах. И такая же гамма присуща морскому пейзажу за окном. Классическая простота композиции сочетается с тем же скрытым вызовом — лица женщины зрителю увидеть не дано.
Период начального увлечения бессознательным населяет полотна Дали противоречивыми образами-гибридами, когда один предмет перетекает в другой, создавая атмосферу воплощенного абсурда. С 1927-го по 1931 год Дали создает множество ярких работ: «Тлеющая птица», «Тлеющий осел», «Незримые лев, женщина и конь», «Незримый человек». В 1930 году Дали переезжает в Париж, а с 1939-го живет в Соединенных Штатах Америки. Там с большим успехом проходят его выставки. В 1948 году художник возвращается в Испанию, создает у себя на родине Музей Дали, где собирает большую часть своих работ.
Сальвадор Дали и сюрреализм. Термин «сюрреализм» происходит от французского surrealism — сверхреализм. Представители этого течения, зародившегося в XX веке, считали главным источником искусства сферу подсознательного. Их вдохновляли галлюцинации и сновидения, привычные логические связи заменялись субъективными ассоциациями, не поддающимися однозначному толкованию. «Манифест сюрреализма» был опубликован в 1924 году французским поэтом Анри Бре-тоном.
К сюрреалистам примыкали французский график Андре Массой, Ив Паш, чьи пейзажи проникнуты предчувствием атомной катастрофы, а также бельгийский художник Рене Магритт. Самые яркие представители сюрреализма — Хоан Миро и Сальвадор Дали. Дали сблизился с сюрреалистами в Париже в 1929 году. Сложные отношения связывали эгоцентричного Дали с испанским поэтом Федерико Гарсиа Лоркой. Вместе с известным испанским кинорежиссером Луисом Бунюэлем Дали выпустил в свет два фильма: «Андалузский пес» и «Золотой век».

Сальвадор Дали — Мир и война. Художнику изначально был присущ интерес к агрессии — как индивидуальной, так и общественной — и к тому, насколько она связана с глубоко спрятанными человеческими страхами. В своих воспоминаниях Дали, беспощадный к себе и другим, признается, как в шестилетнем возрасте, парализованный страхом перед приближением кометы Гал-лея, он ударил ногой по голове свою младшую сестренку, игравшую на ковре. Приковывали к себе внимание художника и вожди жестоких тоталитарных режимов. Агрессия, направленная на самого себя, на другого человека, находила отражение в пугающих образах картин («Осеннее каннибальство», 1936-1937). Впечатляющий образ — горящий жираф. Экзотическое животное, охваченное пламенем, многозначный символ уязвимости необычайного, гибели природы, первобытной паники.
Отвратительным апофеозом всякой агрессии является война. Именно ей посвящены самые гротескные, жесткие, критические работы художника.
Податливое сооружение с вареными бобами: «Предчувствие гражданской войны». Художник в своих высказываниях часто любил настаивать на роли случайных объектов в возникновении образов. Так, в картине «Упорство памяти» появляется образ растекающихся часов — толчком к созданию этого образа, по уверению Дали, явились головная боль и... мягкий сыр.
Возможно, зрительной первоосновой «Предчувствия гражданской войны» в самом деле послужили коричневато-бежевые вареные бобы — повседневная пища испанского простонародья. Однако сама картина звучит грозным предостережением.
Фон, представляющий собой мятущееся облачное небо, заслонен анатомическим кошмаром: гротескная фигура попирает сама себя. Лицо полуженщины-полутрупа, в котором не осталось ничего человеческого, искажено жуткой гримасой боли. Собственной рукой это существо пытается оторвать свою же грудь.
Не такова ли и страна, где брат идет войной на брата, где соотечественники воюют с соотечественниками, где разрываются неразрывные, в принципе, связи?
Написанная в 1936 году, картина, к сожалению, и сейчас остается созвучной времени.

Геополитический младенец, наблюдающий рождение нового Человека. Картина создана в грозном для всего человечества 1943 году. Эта тревога передается художником всеми возможными средствами: пластикой, цветом, системой образов. Фон картины беспокойно-желтый, словно освещенный заревом пожара. Земной шар представлен в виде гигантского яйца — это один из базовых символов Дали. Континенты на яйце-глобусе искажены, один из материков (Южная Америка) стекает вниз. Из этого земного шара с огромным усилием, мучительно вылупляется на свет новый человек. Кровавая капля стекает на белый плат, расстеленный под яйцом.
Символический «геополитический младенец» обладает ренессансным ликом, однако в пропорциях его фигуры — нечто угрожающе-уродливое. Колени младенца обнимает обнаженная плачущая фигура, ввергнутая в ужас переделкой мира.
В картине присутствуют библейские аллюзии (параллели): фигура слева в красных одеяниях, город вдали (возможно, Вифлеем), и главное — распростертый над яйцом покров, чьи складки напоминают купол некоего нового Храма. Белый плат внизу и складчатый покров вверху — не символ ли это надежды на конечное торжество гуманизма?
Путешествие в глубины подсознания. Уже в двадцатые годы формируется творческий метод Дали — «параноидально-критический». Этому методу свойственны спонтанность, иррациональное познание, основанные, по словам самого художника, на «критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций». Этим объясняется постоянный острый интерес Сальвадора Дали к трудам классика психоанализа Зигмунда Фрейда. Фантастические сны и сновиденные фантазии воплощаются на полотнах Дали настолько впечатляюще, что это порождает ощущение их достоверности. Разветвленная система повторяющихся образов: горящий жираф, слон на паучьих ножках, кузнечик (символ детских страхов), плоские, свисающие с ветки часы становятся ключом ко второму «Я» художника, к его потаенным комплексам и интимным переживаниям. Личное в работах Дали переплетается с социальным, субъективное бессознательное — с коллективным.