главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

    «Искушение святого антония» (1946). В этой картине Дали обращается к известному библейскому сюжету. Святой Антоний удалился в пустыню, дабы жить праведной жизнью вдали от всех мирских искушений. Но дьявол нашел отшельника и в пустыне, искушая его бесконечными соблазнительными видениями.
    На полотне Дали святой Антоний жалок в попытках заслониться крестом от чудовищ подсознания. Его обнаженная фигура почти карикатурна. Подобное отношение художника к персонажу вполне объяснимо: сам Дали не мыслил своего творчества без «экскурсий» в подсознание и смеялся над теми, кто погрязал в пошлой реальности или пытался вести правильную, безгрешную, буржуазную жизнь.
    Фигуры, символизирующие искушение, огромны и подавляющи. Тяжелыми копытами нависает над несчастным святым вздыбленная лошадь. Ржет, оскалив зубы, ее неестественно вывернутая голова, чей характерный поворот отсылает нас к «Гернике» Пикассо.
    Следом за лошадью движутся слоны, нагруженные фантастической поклажей: так, паланкин на одном из животных напоминает дом или даже город. Женские торсы, трубящие ангелы, непомерно увеличенные приборы средневековых алхимиков — все это надвигается на беспомощного перед собственными кошмарами, затерянного в пустыне Антония.
    Ощущение кошмара прежде всего создается тем, что ноги лошади и ноги слонов переходят в бесконечно длинные тонкие ходули, похожие на конечности насекомых. Нечто громадное на длинных и тонких подпорках — часто повторяющийся мотив в творчестве Дали. Путешествие в глубины подсознания вызывает чудовищные образы, которые в любой момент могут обрушиться от толчка, пришедшего извне, из реальности. Уцелеем ли мы под обломками?
    «Сон» (1937). Невероятное видение выглядит особенно пугающим по контрасту с невозмутимоголубым фоном неба и такой же, как небо, голубоватой пустыней. Это пространство искусственное, сновиденное — и в его нереальной пустоте колышется нечто мягкое, бесформенное, что можно было бы определить как человеческий профиль, если бы в нем не было так мало человеческого. Глаза даже не закрыты — есть просто складки на месте, где должен быть глаз. На месте уха свисает темная драпировка. И все это колышущееся, оседающее создание скреплено тонкими проволочками, скобками, скрепками — и на них же и опирается.
    «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). На заднем плане картины — один из постоянных мотивов Дали: слон на бесконечно длинных суставчатых ножках-ходулях. Одно из его символических значений — неустойчивость, хрупкость сновидения. Жужжание пчелы — ее нет на картине — вызывает в сознании спящей женщины образ опасности, который трансформируется в образ тигра. Острые зубы, острые когти, полосатая шкура — это позволяет во сне отождествить тигра и пчелу. Гранат, приманивший жалящее насекомое, в сновидении обращается в диковинную рыбу с острым (жалящим?) плавником, а рыба, в свою очередь, извергает из пасти хищника.
    В плечо спящей вонзается штык возникшего из ниоткуда (ведь это сон!) ружья. Очевидно, это и есть толчок к пробуждению. Пчела пускает в ход жало, женщина просыпается и... Тигры исчезнут в пасти рыбы, рыба — в гранате, ходули слона подломятся — и он упадет в виртуальное море...
    Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения.
    Дали мистичесский. В 1948 году Сальвадор Дали возвращается из Америки в Испанию. Он одержим новым сильным увлечением — католицизмом. Это становится причиной создания целого ряда картин религиозно-мистической тематики, где творчески перерабатывается каноническая иконография и барочная стилистика: «Мадонна де Порт-Льигат», «Рождение божества», «Христос Гала», «Жизнь Марии Магдалины». В близкой манере выполнены исторические и мифологические картины этого периода.
    Leda Atoniica («Атомная Леда») (1949) — полотно, где в виде мифологической Леды изображена вечная модель художника — Гала'. В греческом мифе бог Зевс овладел Ледой, явившись к ней в виде лебедя. Сюжет был неоднократно обыгран художниками всех эпох и направлений. Композиция «Атомной Леды» нарочито проста и симметрична. Слева и справа — две темные скалы. Их изображение напоминает нам о Симплегадах — мифологических движущихся скалах, между которыми не мог проплыть ни один корабль. Выбор человечества пролегает между двух этих скал. Не значит ли это, что гибель неизбежна? Основной фон выдержан в спокойных зеленых тонах, это некое виртуальное небо, воздух, в котором как бы подвешена центральная фигура обнаженной женщины с лицом Галы. Фигура опирается на условную конструкцию, вокруг которой парят загадочные книги-ящики. Геометрический измерительный прибор, тоже парящий в воздухе, отбрасывает тень, которая ясно прочитывается как буква А — атом.
    И в лице, и в фигуре — невозмутимый покой. Грузный лебедь, изображенный с мастерством настоящего реалиста, нисколько не волнует новую, «атомную», Леду. И в этой безмятежности — проекция скрытой угрозы. От лебедя и Леды на свет должно произойти яйцо — что принесет это яйцо человечеству? Какие беды таятся в нем?
    «Христос святого Хуана Де ла Крус» (1951). Картина впечатляет силой и лаконизмом. Необычен ракурс, под которым изображен распятый Спаситель. Тяжелый, сколоченный из прямоугольных брусьев крест размещен не на земле. Он вознесся высоко над миром — даже не в небо, а в Космос.
    Фигура Христа не измождена — вывернутые в смертной муке руки мускулисты, торс атлетически мощен. Лица Спасителя мы не видим — голова Его наклонена вниз, к Земле, над которой парит крест. Внизу, под крестом, изображена даже не Земля, а небо — тревожное, клубящееся красно-золотыми облаками. Это утверждает нас в мысли о космическом расположении креста. А уже под небом — утонувшая в темно-коричневом мраке Земля. Святой Хуан де ля Крус на этом полотне почти не виден: дан только намек на его присутствие, фигура прячется за нижней рамой. Этот прием выходящей за раму фигуры позднее будет применен Дали в его «Тайной вечере».
    «Тайная Вечеря» (1953). Художник поместил евангельских персонажей в некое нереальное помещение наподобие шатра с прозрачными стенами-окнами и несущими деревянными опорами-балками. Безмятежный пейзаж за окнами передан в небесно-голубых, воздушных, светлых тонах. Обнаженный мужской торс, раскинувший руки в охранительно-благословляющем жесте, парит над группой, собравшейся на вечерю. Голова загадочной парящей фигуры исчезает за верхней рамой картины. Центральная фигура — Христос. Лицо его — лицо современного человека, одухотворенное страданием и мыслью. Левая рука Христа поднята вверх в указующем жесте — он беседует с учениками, стремясь донести им единственно важные мысли.
    Но ученики глухи. Их темные фигуры расположены не за одним столом с Учителем, а поодаль. Позы апостолов указывают на отчужденность и страх. Они не готовы принять новое учение. Головы учеников опущены вниз, лица почти неразличимы.
    Эту отчужденность подчеркивает и композиция. Перед Иисусом — квадратная, хорошо освещенная столешница с единственным стаканом, едва на треть наполненным красным вином, и преломленным хлебом. Ученики, в отдалении от Христа и друг от друга, сидят за длинными темными столами, перпендикулярными тому, за которым проповедует Учитель. На переднем плане — две фигуры, отвернувшиеся от Иисуса. Каждая из них с головой окутана темным полотном. Они внушают презрение и страх. Не только Иуда, но каждый из учеников несет в себе зерно если не предательства, то непонимания. И святой Петр трижды отречется от Учителя, и Фома не уверует в Воскресение.
    И не каждый ли из нас, погрязший в неверии и себялюбии, может оказаться под этим темным полотном?

<< назад || далее >>


Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=

 


The Times составила рейтинг 200 самых лучших художников мира с начала XX века до наших дней 
Британская газета The Times составила рейтинг 200 самых лучших художников, которые жили в период с начала XX века до наших дней. Издание четыре месяца назад попросило своих читателей отдать свои голоса за самых известных деятелей изобразительного искусства этого времени. За разных художников было подано 1,4 млн голосов

 Российский коллекционер Александр Иванов откроет музей Фаберже в Германии 
Российский коллекционер Александр Иванов намерен открыть в Германии единственный в мире музей, посвященный ювелирным украшениям Фаберже.

 Израильский художник Евгений Свердлов считается одним из лучших художников в мире, рисующих с помощью песка 
Израильский художник Евгений Свердлов рисует с помощью песка. Таким творчеством в мире занимается всего около десяти человек. Свердлов считается одним из лучших мастеров песочных дел.

 Концептуалист Джефф Кунс создает самый дорогой арт-объект в истории искусства 
Джефф Кунс, получивший при жизни славу классика концептуализма, один из самых продаваемых художников в мире, приступил к созданию самого крупного и амбициозного проекта за всю свою карьеру. Его новая работа станет также и самым дорогим арт-объектом в истории современного искусства.

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

 

Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005