главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)

    Французский живописец, скульптор, график. Виднейший представитель импрессионизма.
    Основные его темы: ипподром, театр (особенно закулисная жизнь танцовщиц!); женщины в обыденной жизни: причесывающиеся, умывающиеся, наводящие красоту; женщины простонародья: гладильщицы, прачки, модистки. От живописи маслом Дега в конце своей жизни перешел к пастели — отчасти из-за ее открывающей богатые возможности техники, отчасти из-за того, что в 90-е годы у художника стало катастрофически падать зрение. Техника пастели с ее живой вибрацией штриха, приглушенностью и одновременно насыщенностью цвета, бархатистостью и матовостью формы оказалась родственной мировосприятию Дега.
    В начале XX века единственным спасением для почти ослепшего мастера, не желающего отказываться от творчества, осталась скульптура. Скульптурные фигурки молоденьких танцовщиц, купальщиц, лошадок он изготавливал из глины и воска. Только после смерти Дега скульптуры были вылиты в бронзе.
    «Скрытая Камера». Картины Дега, благодаря своеобразной композиции, напоминают фотографии, снятые скрытой камерой. Фотограф притаился где-то за голубыми кулисами, стараясь не выдать себя, чтобы добиться непосредственности изображения и впечатления ничем не приукрашенной жизни. Часть изображения как бы случайно оказывается спрятанной за раму («за кадр»), фигуры, словно по упущению или небрежности сдвигаются по диагонали в угол. Зачастую центральная часть композиции представляет собой пустое пространство — «Танцовщица у фотографа». Правдоподобность изображения подчеркивается резкими световыми эффектами: фигуры и лица разделяются на две половины (светлую и темную) лучом прожектора.
    Женские образы в галерее Дега — не парадные портреты. Критики называли работы мастера «энциклопедий человеческих поз». В редких случаях балерины изображены на сцене в момент триумфа («Звезда»). В основном это утомительные танцклассы, бесконечные изматывающие упражнения у станка, суета в гримерной. Неслучайно одна из танцовщиц изображена зевающей — это изнанка порхающего праздника на сцене.
    «Голубые Танцовщицы» (1890). Интересен ракурс взгляда на группу танцующих девушек. Художник словно смотрит сверху, не из зрительного зала. Лиц балерин не разглядеть — видны только их склоненные головки. Таким образом, ничто не отвлекает зрителя от вихревой пластики движений, разнообразия поз, выразительного цвета — романтический голубой цвет взметенных балетных юбочек-пачек контрастирует с ярким световым пятном, высвечивающим плечо центральной фигуры. Этот шедевр на подсознательном уровне, без слов, доносит до зрителя мысль о том, что в основе всякого праздника лежит изматывающий труд, часто не заметный для праздного соглядатая.
    «Гладильщицы» (из серии 1881 — 1886). По происхождению Дега был аристократом. Может быть, именно из-за притяжения противоположностей его всегда волновали женщины, вынужденные зарабатывать на жизнь своим трудом. Блеклый, как бы ободранный, фон стен гладильни, насыщенной теплыми и влажными испарениями, находит свое цветовое продолжение в грязноватом колорите стола для глажения и простенькой рабочей одежде персонажей. Ничто не отвлекает от главного — от удивительно достоверной передачи поз двух гладильщиц: первой — откровенно и размягченно зевающей, и второй — обреченно согнувшейся, продолжающей свою ежедневную ненавистную работу.
    «Абсент» (1876). М ногие представители живописи нового направления довольно часто обращались к теме абсента — популярного напитка конца XIX — начала XX века. Белесое мутное питье обладало свойством делать таким же белесовато-мутным мозг. С беспощадной точностью — и с глубоким сочувствием! — изображены любители абсента на картане Дега. Цветовая гамма намеренно убога: черно-коричневые, коричневато-бежевые, грязно-белые тона. Так же убог и духовный мир персонажей: опустившегося мужчины цыганского типа — в мятой шляпе и с таким же помятым лицом, и женщины, находящей последнее утешение в рюмке крепкого напитка. С жалким шиком выставлены из-под помятой юбки остроносые башмачки с обвисшими бантами.
    Пустоту существования завсегдатаев бедного парижского кафе подчеркивает и композиция: сидящие рядом, но разобщенные (будто разделенные невидимой перегородкой) фигуры мужчины и женщины смещены в правый угол картины. А на переднем плане, слева, пустые столы, пустая бутылка... Пустая жизнь.
    Дега — с его пристрастием к изображению причудливых человеческих поз — с редким психологизмом передал состояние опустошенности и покинутости в почти статичных позах представителей парижского дна. Опушенные плечи женщины, сутулая спина, впалая грудь, мягкие, размытые черты лица — и шляпка с претензией на элегантность, словно последняя попытка доказать, что она еще чего-то стоит в этом мире.


Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


The Times составила рейтинг 200 самых лучших художников мира с начала XX века до наших дней 
Британская газета The Times составила рейтинг 200 самых лучших художников, которые жили в период с начала XX века до наших дней. Издание четыре месяца назад попросило своих читателей отдать свои голоса за самых известных деятелей изобразительного искусства этого времени. За разных художников было подано 1,4 млн голосов

 Российский коллекционер Александр Иванов откроет музей Фаберже в Германии 
Российский коллекционер Александр Иванов намерен открыть в Германии единственный в мире музей, посвященный ювелирным украшениям Фаберже.

 Израильский художник Евгений Свердлов считается одним из лучших художников в мире, рисующих с помощью песка 
Израильский художник Евгений Свердлов рисует с помощью песка. Таким творчеством в мире занимается всего около десяти человек. Свердлов считается одним из лучших мастеров песочных дел.

 Концептуалист Джефф Кунс создает самый дорогой арт-объект в истории искусства 
Джефф Кунс, получивший при жизни славу классика концептуализма, один из самых продаваемых художников в мире, приступил к созданию самого крупного и амбициозного проекта за всю свою карьеру. Его новая работа станет также и самым дорогим арт-объектом в истории современного искусства.

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005