главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

«Дигенис Акрит»

    Отдельные мотивы и сюжеты на чашах связаны с общей тематикой: это свободные вариации на темы поэмы «Дигенис Акрит». Все проникнуто героико-эпическим духом. Доминируют два мотива: война, ратные подвиги, прославление сверхчеловеческой доблести и любовная страсть, порабощающая героев. Героическое начало воплощено в сцепах сражений воинов-акритов с неверными и символически — в фигурах львов, грифонов, волков, лирическое начало — в образах парных птиц и женственных сирен. Растительный фон служит параллелью описанию «райского сада» вокруг дворца Дигениса. Животное, растительное царство и чоловек-герой едины, что характерно для жанра лирико-героической поэмы.
         В литературе и придворном искусстве Византии приключения древних героев, исторических или легендарных, рассматривались как прообразы славных деяний василевса. Они давали повод для возвеличения подвигов, высшей мудрости или христианского смирения царствующих императоров. В произведениях византийских художников персонажи мифологии и эпоса, как правило, имеют это «вторичное» дидактическое содержание. Вероятно, замысел мастера, исполнившего чаши, был глубже, чем кажется на первый взгляд.
    В образе Дигениса Акрита мог заключаться намек на самого царя. Это подтверждает греческий писатель и поэт Феодор Продром, называвший Мануила Комнина «подражателем Христа, истинным светочем, крепким военачальником, новым Акритом». Именно в эпоху Компинов популярность поэмы о «дивном Акрите» особенно возрастает, что имело особые причины.
    Политика Комнипов была направлена на упрочение государства нового типа. Стремясь ограничить аристократию столицы и провинций, Комнины опирались на сравнительно узкий слой знати, на своих родственников и свойственников. В XI—XII вв. обычными стали вассальные отношения между императорами — владельцами обширных домеииальных земель — и крупными феодалами. Последние располагали дружинами и крепостями и имели своих вассалов, которые получали земли от сеньора и несли военную службу.
    Развитие системы вассалитета повлекло за собой изменения в составе армии. Старое крестьянское ополчение стратиотов перестало существовать. Выло укреплено ядро войска из всадников с длинными копьями и большими щитами. Кроме профессиональных ромейских контингентов, в армию входили иноземные войска. Их набирали из отрядов наемников и из рыцарей-переселенцев, которым предоставляли земли, крестьян, замки. «Варваризация» войска, где с конца XI в. возросла роль английских наемников, влияла на формирование института византийского рыцарства.
    Воздействие обычаев западного рыцарства усилилось при дворе Мануила I. Сам император, разделявший со своими воинами все тяжести походной жизни и первым бросавшийся на врага, любитель турниров и рискованных охот, светской музыки и пеиия, служил образцом военачальника, чтущего рыцарский кодекс чести. Три первых Комнина — Алексей I, Иоанн II и Мануил — прежде всего неутомимые воины, жизнь которых проходила в военных лагерях вдали от столицы, в окружении родственников и преданных людей.
    В этих условиях в культуре двора получают распространение мотивы, отражающие мировоззрение того слоя общества, которое стало ведущей силой в государстве Комнинов. Все сильнее звучат мирские, жизнеутверждающие топа. Феодальное рыцарство ищет свой идеал среди героев эпических сказаний.
    Эпизоды из поэмы появляются на драгоценных серебряных чашах. Образцом для ювелиров могли послужить книжные миниатюры. Существование иллюстрированных манускриптов эпопеи доказывает Эскуриальская версия памятника в рукописи XVI в. На листах, занятых «Дигенисом Акритом», насчитывается 34 пустых места, размером в 6—9 строк каждое.
    Появление эпических мотивов в искусстве двора связано также с влиянием народной культуры, фольклора, с известной демократизацией византийской литературы в XI и особенно в XII в. Сама поэма выдает свое происхождение от песен об апелатах и акритах. Параллельно с распространением в рукописях она бытовала в устных передачах. Об устной традиции свидетельствует Эскуриальская версия, которая упоминает о слушающих повествование вельможах. Несмотря на отчетливую аристократическую тенденцию, в поэме отразились общенародные идеи и чувства. Неуязвимый Дигенис — это национальный герой-богатырь, защитник родины от иноземцев-«язычников».
    Проникновению фольклорных мотивов» императорское искусство способствовала и некоторая «демократизация» придворного быта, более тесные связи василевса с подчиненными. При Комнинах, опорой которых стали крепнущие города провинции, главные военные и гражданские посты занимали «новые» люди, по принадлежавшие к старым аристократическим родам.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
77+6=


Другие статьи из раздела:

Средневековое искусство: В мире символов
«Видимые формы, созерцаемые либо в природе, либо в святейших таинствах божественного писания, не ради них самих созданы... но являются образами незримой красоты». (Иоанн Скот Эригена)
читать

Рельефы с изображением подвигов Геракла
В композиции Дмитриевского собора осуществлен синтез обеих версий сюжета: лучник из-за дерева стреляет в журавля. Как на рельефе с Гераклом и львом, движения фигур явно не согласованы. Журавль неподвижно стоит, стрелок же изображен бегущим к нему. Здесь можно повторить предыдущее рассуждение. В оригинале лучник. ...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/digenis_akrit_LuregXMbTBt.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/digenis_akrit_LuregXMbTBt.html on line 117