главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Дмитрий Григорьевич Левицкий

    Крупнейшим мастером портретной живописи второй пол. XVIII в. был Д. Г. Левицкий (1735-1822), мастер парадного портрета. Он родился в семье священника, бывшего вместе с тем известным гравером на меди. В 1752 году юный Левицкий познакомился с А. П. Антроповым, приехавшим в Киев для исполнения живописных работ в только что построенной по проекту Растрелли Андреевской церкви, стал его учеником и вслед за ним уехал в Петербург, где в 1770 году выступил с серией портретов, произведших сильнейшее впечатление на современников. Среди этих портретов был портрет директора Академии художеств и строителя ее здания архитектора А. Ф. Кокоринова, за который в этом же году Левицкий был избран академиком. В 1771 году Левицкого пригласили руководить в Академии классом портретной живописи, который он вел в течение семнадцати лет. Наряду с преподаванием в Академии Левицкий продолжает активную творческую деятельность. С одинаковым успехом художник пишет и парадные и интимные портреты.
    
    По своей художественной индивидуальности Левицкий резко отличается от своего современника и сверстника Рокотова. Если последний тяготел к лирическому образу и вкладывал во многие портреты свою мечту об «изящностях душевных», то Левицкий всегда строго объективен в характеристике своих моделей, напоминая скорее Ф. И. Шубина. Если Рокотов часто пользовался раз найденной композицией и лишь варьировал ее от портрета к портрету, то Левицкий был гораздо изобретательнее в отношении композиции и колорита, которые всегда способствуют максимально полной характеристике изображенных им людей. Если персонажи Рокотова обычно пребывают в состоянии рассеянной задумчивости или лирической самоуглубленности, то герои Левицкого собраны и готовы к действию. Часто художник изображает их в живом повороте, в движении. Наблюдательный мастер отыскивает для каждой модели характерную позу, жест руки, особый цветовой «ключ».
    В 1773 году Левицкий написал большой парадный портрет известного богача, одного из опекунов Московского Воспитательного дома П. А. Демидова. Если вспомнить написанный Рокотовым за десять лет до этого парадный «Портрет Г. Г. Орлова», то придется отметить значительную эволюцию парадного изображения. В «Портрете Г. Г. Орлова» подчеркнуты прежде всего не индивидуальные черты модели, а те качества, которые считались присущими вельможе. Величавая осанка, воинственный вид, самоуверенная улыбка, властные жесты, великолепные одежды — все это переносилось из одного парадного портрета в другой вне зависимости от индивидуальности изображенного.
    
    Иначе строится Левицким портретный образ П. А. Демидова. Здесь сословные черты также присутствуют в характеристике, но наряду с ними выступают и сугубо индивидуальные черты. В портрете есть и неизбежный указующий жест, и с блеском написанный Левицким роскошный наряд, и фон с величественными колоннами, но вместе с тем художник представил Демидова в непринужденной позе, как страстного садовода, опирающимся на лейку, возле которой лежат луковицы тюльпанов. Указующий жест направлен на цветочные горшки. Без прикрас живописец изобразил хитрое «бабье» лицо Демидова под домашним колпаком. В «Портрете П. А. Демидова» в парадное изображение вторгается индивидуализация образа, которая продолжается и в других парадных портретах последней четверти XVIII века.
    «Портрет П. А. Демидова» кисти Левицкого своим реализмом с оттенком юмора в отношении автора к модели напоминает образы вельмож в «Фелице» Г. Р. Державина.
    В один год с портретом Демидова Левицкий написал портрет великого французского философа Дени Дидро, приезжавшего в это время в Петербург. Ныне портрет хранится в музее в Женеве. Любопытно, что художник изобразил Дидро даже в том же самом красном атласном халате с зеленовато-серыми отворотами» в котором позировал ему и Демидов.
    Левицкий отлично понял разницу в масштабе обоих своих героев. «Портрет Д. Дидро» лишен «околичностей». Это обычный погрудный портрет. Чтобы представить действительно великого человека, Левицкий не нуждался в обилии деталей. Превосходно вылеплена голова. Художник нимало не приукрашивает свою модель, ясно видны складки у носа и губ, морщины на шее. Но это не мешает почувствовать значительность личности. Философ представлен без парика, виден его высокий лоб, задумчивый взгляд устремлен на зрителя. Рот полуоткрыт, как будто Дидро только что кончил или собирается заговорить. Художнику удалось передать непрестанную работу мысли великого философа.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Развитие бытового жанра в русской живописи второй половины XVIII в. Михаил Шибанов
Значительным явлением в русском искусстве второй пол. XVIII в. были бытовые картины Михаила Шибанова (даты жизни неизвестны), крепостного человека князя Г. А. Потемкина. Его полотна «Крестьянский обед» (1774) и «Празднество...
Читать

Русская живопись второй половины XVIII века. Федор Рокотов
Живопись второй половины XVIII в., как скульптура и архитектура этого времени, тоже достигает высокого уровня, позволяющего поставить творения русских живописцев в ряд признанных шедевров мирового искусства той поры.
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/dmitrii_grigor_evith.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/dmitrii_grigor_evith.html on line 117