1821 семья графа Моркова переехала на постоянное жительство в Москву. Тропинин, проживший здесь во время войны несколько месяцев, восстановил многие прерванные знакомства с коллегами. А после того как в 1819 страстный коллекционер русского искусства и издатель знаменитых «Отечественных записок» Павел Петрович Тугой-Свиньин рассказал о нем на страницах своего журнала, у художника появился круг постоянных заказчиков.
Пряха. 1820-е
Кроме того, Тропинин с удовольствием создавал образы своих новых друзей, например «Портрет Н. А. Майкова» (1821, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), в котором мастер словно демонстрирует широту собственных художественных возможностей. Он представил героя на фоне темного ночного неба, в непринужденной позе, с живым одухотворенным лицом. Тропинин блестяще передал материальность шелковой рубахи портретируемого и сияющую мягкую кожу его черного плаща. Весь вид Майкова говорит о том, что перед зрителями артист, свободомыслящий человек, не лишенный романтического духа. Очень многие просвещенные и благородные люди, узнавая о том, что живописец Тропинин — крепостной человек, бывали крайне этим возмущены. Однажды граф Морков, принимавший у себя иностранцев, обмолвился о том, что картины, которые украшали столовую, написал слуга, приносивший им блюда из кухни. Услышав это, гости дружно стали отнимать у Тропинина подносы, предлагая ему сесть с ними за стол и отобедать. Сконфуженный таким поведением иностранцев, Ираклий Иванович навсегда запретил своему художнику прислуживать за столом. Молодые дворяне, с которыми граф Морков имел различные дела, считали своим долгом принародно требовать у него предоставления свободы талантливому крепостному. Есть сведения, что однажды в Английском клубе некто Дмитриев, выиграв у графа в карты крупную сумму, публично предложил ему обменять долг на вольную для Тропинина. Но Морков не желал лишаться личного художника: он никуда не отпускал от себя Василия Андреевича и по-своему заботился о нем. Однажды живописец, работая в саду имения, серьезно повредил ногу, и только удачно проведенная операция, которую оплатил Ираклий Иванович, спасла мастера от инвалидности. И все же граф был вынужден уступить общественному мнению: в мае 1823 в качестве пасхального подарка он торжественно вручил Тропинину вольную грамоту. Теперь тот мог начать новую свободную жизнь, но необходимо было определиться со статусом, местом работы и проживания. Морков, у которого в собственности находились жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Однако художник, так долго мечтавший о полной независимости, решил жить самостоятельно и заниматься тем делом, которое любил больше всего.
Элементы жанровости в портретах художника Тропинин работал не только для частных лиц, но и для различных общественных организаций Москвы. Его приглашали писать групповые портреты Общество любителей сельского хозяйства и Скаковое общество, купеческие гильдии и театральные коллективы. читать
Выдающиеся произведения Став академиком, Тропинин вернулся в дом графа Моркова, откуда забрал своих пока еще крепостных родных и переехал в маленькую квартирку с мастерской близ Волхонки. Там он в свои сорок семь лет наконец начал жизнь свободного профессионального художника. Известный портретист не стал обзаводиться шикарным домом с лакеем и горничной. Василий Андреевич, его жена Анна... читать
Известные художники
Воробьев Максим Никифорович Воробьев М.Н. родился в 1787. Он был сыном солдата, который дослужился до унтер-офицера, но нанявшегося после отставки в АХ смотрителем. Тут же получил образование Максим Никифорович. В 1798 го зачислили в архитектурный класс. Им руководил Тома де Томон. В 1809 Воробье закончил класс пейзажной живописи в АХ. читать
Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов А.Г. родился в 1780 в столице, в купеческой семье. Его отец, Венецианов Гаврила Юрьевич, в церковных книгах значился греком, московским купцом. На рубеже семнадцатого – восемнадцатого столетий семья Венециановых переехала в Болгарию, затем в Нежин, оттуда – в столицу. Гаврила Юрьевич торговал ягодными кустами, ягодами для варенья, тюльпанными луковицами, видел Алексея... читать
Васнецов Виктор Михайлович Васнецов В.М родился 1848 г. В деревенском доме семьи Васнецовых сочетались различные уклады жизни. Каждый вечер здесь рисовали, читали много журналов, книг, посвященных астрономии, естественным наукам. Отец, бабушка художника владели акварелью. Первым учителем рисования Виктора был его отец. Васнецов В.М. с детства проникся красотой народного искусства, поэзией поверий, преданий, народных... читать
Натюрморт Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка... читать
Пейзаж Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и... читать
Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/dolgozhdannaya_volya.html on line 113
Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/dolgozhdannaya_volya.html on line 113