главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Авангард нравится людям больше, если его не объяснять

Авангард нравится людям больше, если его не объяснять

Существует мнение, что «простому зрителю» не смогут понравиться авангардные или просто необычные произведения искусства, если ему их подробно не растолковать. Но недавние исследования американских психологов показали, что это не так.

Кеннет Борденс (Kenneth Bordens) из Университета Индиана-Пэрдью (г. Форт-Уэйн) в своей статье для журнала Empirical Studies of the Arts рассказал о проведенном им эксперименте, участники которого — 172 студента, практически ничего не знающие об искусстве, — оценивали творения разных художников. Борденс показал испытуемым duchamp.jpgграфии четырех работ (двух картин и двух скульптур), «представляющих» такие направления, как импрессионизм, Ренессанс, дадаизм и искусство аутсайдеров. Всем студентам дали общее определение искусства и сообщили названия направлений. Однако половина из них также получила определения стилей, краткий рассказ об их истории и информацию о творческих ориентирах работавших в них художников.

Студенты должны были поставить каждому творению две оценки (от 1 до 7): одна зависела от того, насколько произведение понравилось, другая — насколько оно соответствует представлениям испытуемого о том, что такое искусство. Согласно утверждению философа Томаса Адажяна (Thomas Adajian), у каждого из нас есть «внутренний прототип» искусства, и соответствующие ему произведения обычно оцениваются положительно, в то время как те, что отходят от прототипа, нравятся меньше. Это подтвердило исследование Борденса: большинство участников отметили, что дадаисты и аутсайдеры меньше вписываются в их понятие об искусстве, и произведения их менее привлекательны.

Да, к сожалению, приходится констатировать, что даже в Америке, где имеется огромное количество отличных музеев современного искусства, новшества мастеров XX века все еще считаются чем-то маргинальным. «Просвещать население» призваны критики и кураторы, которые подробно объясняют, почему тот или иной автор решил облечь свои мысли и чувства в форму, которая может показаться неподготовленному зрителю отталкивающей. Но, оказывается, объяснения могут также утвердить человека в мысли, что у него нет с авангардом ничего общего. Те студенты, которым не предоставили практически никакой информации о художественных направлениях, чаще отмечали, что произведения соответствуют их внутренним стандартам. Другими словами, зритель более склонен ценить произведение искусства, если оно преподносится безо всяких истолкований.

Одной из возможных причин этого, по мнению Борденса, является то, что у испытуемых, которым дали более конкретные факты о произведениях, в обработке полученной информации больше задействовано сознание (нежели подсознание), из-за чего они более критичны к работам. У них четче представление о характеристиках того или иного стиля, и они, возможно, судят произведения по тому, насколько они отвечают заявленным в описании целям художников.

Борденс также отмечает, что реакция испытуемых на необычные работы зависела от того, в каком порядке они были показаны. Так, знаменитая «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) нравилась зрителям больше, если ее duchamp.jpgграфия демонстрировалась после снимков других шедевров дадаизма. Таким образом, для возникновения положительных эмоций контекст все-таки необходим, только визуальный.

Конечно же, это не значит, что кураторам нужно отказываться от объяснений: в этом случае слишком велик риск того, что произведение будет понято неправильно. К тому же, многие авангардные художники вовсе не стремились кому-то нравиться: цель их творений часто состоит в том, чтобы обратить внимание зрителя на какие-то явления, на которые он обычно предпочитает закрывать глаза.


Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=

 

Интересные статьи

Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)
Человек-легенда. Виднейший представитель сюрреализма, график и живописец, поэт, писатель, эссеист, лектор. Он был творцом и режиссером своей жизни. Родился 11 мая 1904 года в испанском городе Фигерас. В 1922 году, переехав вместе с отцом и сестрой в Мадрид, юноша увлекается живописью. Он преклоняется перед творчеством старых мастеров.
читать все

Давид (1748-1825)
Жак Луи Давид — французский живописец, наиболее выдающийся представитель неоклассицизма. В 1781 году был принят в члены Королевской академии. Согласно правительственной программе, поощряющей работы, «оживляющие добродетели и патриотические чувства», Давид получил заказ на монументальное полотно «Клятва Горациев».
читать все



Материал в картинках

Эдуард Мане (1832-1883)



Передвижники



Пабло Пикассо (1881-1973)


Камиля Писарро (1830-1903)




НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005