главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Элементы пейзажных композиций Брейгеля

    Живописное наследие Брейгеля насчитывает около 40 картин. В двух третях этих произведений пейзаж является или преобладающим фактором, или достаточно значительным компонентом картины. Это относится не только к его знаменитой серии полотен «Времена года», но и к таким ранним картинам, как «Пейзаж с сеятелем», «Падение Икара», «Бегство в Египет», «Самоубийство Саула», почти ко всему евангельскому циклу, а также к одной из последних работ Брейгеля «Сорока на виселице». При всем тематическом разнообразии этих картин их композиционная структура преимущественно сводится практически к двум схемам.
    Первая используется для пейзажей универсального, панорамического характера и представляет собой типичную черту большинства таких работ. Ее основными компонентами являются сильно завышенный, построенный диагонально передний план и сильно заниженные дальние планы, включающие бесчисленное количество разнообразных пейзажных мотивов — долин, лугов, лесов, садов, горных кряжей, холмов, неприступных скал, рек, морей, городов, деревень, замков, хуторов и т. д. Вторая схема гораздо проще — она локализуется в формах скромного нидерландского деревенского пейзажа и используется для ряда картин евангельского цикла.
    Откуда брал Брейгель эти многочисленные композиционные приемы и мотивы для своих живописных пейзажей? Создавая универсальные, панорамические пейзажи, художник безусловно базируется на своих итальянских впечатлениях и открытиях. В данной работе не ставится задача подробного поэтапного рассмотрения процессов формирования пейзажного жанра в творчестве Брейгеля.
    Уже в рисунках, привезенных из итальянского путешествия, таких как «Пейзаж с рекой и горами» (1553), «Пейзаж» (1553), «Альпийский пейзаж с рисующим художником» (ок. 1553—1554), и других складывается главная схема пейзажных работ Брейгеля — панорамический вид с сильно завышенным, построенным по диагонали первым планом,— которая используется как четкая отработанная формула в цикле «Времена года» (1565) и других живописных произведениях Брейгеля.
    Найденная в итальянских рисунках, эта схема продолжает отрабатываться в рисунках и гравюрах 1560-х годов, таких как «Охота на кроликов», «Путешествие в Эммаус», «Отдых на пути в Египет» и других.
    Вторая схема деревенского пейзажа была открыта в так называемой серии «Малых пейзажей» (1559—1562), где панорамический вид сменился незатейливыми мотивами родной национальной природы с небольшими деревушками с невзрачными домами и церквушками, прячущимися среди кривых развесистых деревьев. Эта схема частично была использована на первых планах в цикле «Времена года» и более полно воплотилась в таких картинах, как «Вифлеемская перепись» (1566), «Вифлеемское избиение младенцев», «Поклонение волхвов в снегу» (1567).
    Таким образом, в графических работах 50-х годов определяются две пейзажные схемы, которые послужили композиционным каркасом почти для всех живописных работ Брейгеля конца 50-х — 60-х годов. Если в серии «Больших пейзажей» с ее универсально-космическими героизированными видами и в серии «Малых пейзажей» с конкретно национальными «деревенскими» мотивами Брейгель отталкивался от конкретных впечатлений и зарисовок, то для последующих живописных работ становится основополагающим метод «комбинирования», синтеза отдельных мотивов и фрагментов, творческой волей художника объединяющихся в единый космический пейзаж. Найденные каркасы, схемы начинают заполняться рядом жестко отобранных мотивов, которые практически повторяются из картины в картину. Все элементы ландшафта имеют вполне определенную семантическую значимость, в силу этого они все получают качественную оценку и строго зафиксированное место в картине.
    Структура пейзажных композиций Брейгеля включает в себя несколько обязательных компонентов:
    а) скала, гора, холм, горный кряж;
    б) море, река;
    в) поле, луг, пастбище, виноградник, долина;
    г) дерево, группа деревьев и кустарников, сад; т. д.
    д) башня, замок, город, крепость;
    е) дом, амбар, хутор, несколько домов, деревня.
    Сам по себе набор этих мотивов не является оригинальным. Свободное заполнение «реквизитом» пространства было достаточно распространенным явлением в пейзажах первой половины XVI века, особенно в творчестве И. Патинира, Херри мет де Блеса и Корнелиса Массейса, под влиянием которых, возможно, находился Брейгель в таких своих ранних работах, как «Притча о сеятеле», «Бегство в Египет» и «Падение Икара». И всетаки даже в ранних работах при всем стереотипе мотивов содержание их глубоко индивидуальное. Еще более индивидуальным становится организация всего «реквизита», ландшафта при помощи отдельных пространственных элементов.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
85+1=


Другие статьи из раздела:

Мозаичные полы
Мозаичные полы как таковые имеют прежде всего не декоративное, а смысловое значение. Невозможность представить священные фигуры на полу обусловливала распространение символических или метафорических изображений. Так как суть...
Читать

Мозаичное искусство в Антиохии
Памятником, во многом отличающимся от двух предыдущих, является пол базилики в Бет-Мери, расположенной в горах, в нескольких десятках километров от Бейрута. В отличие от двух предыдущих церквей, здесь пол небольшой по размерам.
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/elementi_peizazhnih_kompozit.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/elementi_peizazhnih_kompozit.html on line 135