главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Элементы жанровости в портретах художника

    Тропинин работал не только для частных лиц, но и для различных общественных организаций Москвы. Его приглашали писать групповые портре­ты Общество любителей сельского хозяйства и Ска­ковое общество, купеческие гильдии и театральные коллективы.
    Подобные портреты в то время были очень популярны. Известно также, что, когда в Петербург при­езжал какой-нибудь высокопоставленный московский чиновник или купец и пытался заказать пор­трет со своими столичными товарищами у одного из самых известных коллег Тропинина - Карла Пав­ловича Брюллова, тот всегда отказывался браться за работу, объясняя: «У вас есть собственный превос­ходный художник».
    

    Портрет А. П. Воейкова с дочерью В. А. Воейковой и англичанкой мисс Сорок. 1842
    
    Когда в декабре 1835, возвращаясь из Европы, Брюллов наведался в Москву, то после всевозможных обедов, устроенных местными дворянами в его честь, он с большим нетерпением отправился в мастерскую Тропинина. «Великий Карл» был много наслышан о московском портретисте и давно мечтал с ним познакомиться. По воспоминаниям Николая Александровича Рамазанова, биографа Василия Ан­дреевича: «...Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Ва­силия Андреевича простые щи и кашу...» Брюллов очень высоко ценил талант и профессионализм Тропинина, а тот в свою очередь оказался под его творческим влиянием. У Василия Андреевича стали появляться полотна большого размера и со всеми атрибутами европейского парадного портрета.
    

    Портрет А.Ф. Самарина. 1844
    
    Прежде всего, это можно отметить в «Портрете К. П. Брюллова» (1836, Государственная Третьяков­ская галерея, Москва). Стремясь подчеркнуть артистизм и небывалую популярность молодого коллеги в Италии, Тропинин изобразил элегантно одетого живописца в горделивой позе, с благородным одухотворенным лицом, как бы в состоянии возвышен­ного творческого подъема, на фоне античных развалин, увитых виноградными лозами, и дымящегося Везувия. В одной руке Брюллов держит тонкую кисть, а другой словно приоткрывает альбом, в кото­ром наверняка хранятся его рисунки.
    Но самый пышный и богатый парадный портрет Тропинин создал для фамильной галереи москов­ского купеческого рода Карзинкиных. В те време­на русский народный костюм среди состоятельных людей считался модным одеянием. При дворе Николая I даже устраивались специальные балы в рус­ском стиле, на которые подданные и их жены должны были являться в национальных одеждах. В «Портрете Е. И. Карзинкиной» (1838, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань) художник представил молодую женщину в шитом золотом шелковом платье «а-ля рюс» с кружевами. На ее шее красуются крупные нити жемчуга, рукава платья выполнены из тончайшей прозрачной газовой ткани, а в ушах купчихи — массивные серебряные сережки. На голове у нее бархатный кокошник, также украшенный жемчугом. Плавный поворот головы, веселый взгляд и девичья статность подчеркивают милый и озорной образ молодой богатой москвички, у которой в доме пыш­но разросся крупнолистный фикус.
    

    Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль. 1846
    
    Написав всего за два десятилетия большое коли­чество портретов, Тропинин тем не менее не ис­кал новых композиционных приемов для своих работ. Варианты поз, характер взглядов и жестов, выработанные еще Д. Г. Левицким (1735-1822) и В. Л. Боровиковским (1757—1825) на основе европей­ского портрета, являлись для него образцами. И все­таки, стараясь избежать пафосности и искусствен­ности образов и придать своим картинам более жи­вой и непосредственный характер, порой Тропинин создавал так называемые жанровые портреты или строил композицию произведений на основе быто­вой сценки.
    К таким полотнам можно отнести «Женщину в окне (Казначейша)» (1841, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). На нем изображена моло­дая красивая москвичка, с любопытством взирающая на происходящее за окном. Коричневое шелковое платье с темно-красной вышитой накидкой, наброшенной на плечи, контрастирует с жемчужно-белой кожей женщины. Внимательный и любознательный взгляд карих глаз придает всему образу очаровательную сентиментальность и в то же время живость.
    Еще одной удачной работой художника в этом русле является многофигурная композиция «Портрет Д. П. Воейкова с дочерью В. Д. Воейковой и англи­чанкой мисс Сорок» (1842, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Перед зрителями предста­ет семья, в которой отец с дочерью с нескрываемой теплотой смотрят друг на друга. Герой Отечествен­ной войны 1812, учредитель Московского скакового общества вдовец Дмитрий Петрович Воейков с задумчивым и немного отрешенным взглядом сидит в окружении предметов, которые представляют его характер и увлечения. За его спиной на подоконни­ке стоят белая конная статуэтка и бронзовый коло­кольчик для слуг, за окном виден флигель его боль­шой усадьбы. Над головой мисс Сорок заметен фраг­мент картины с дорогой широкой резной рамой. Де­вочка, которую ласково обнимает гувернантка, прижимает к себе куклу в парчовой одежде. В эту новую художественную школу на казенный счет имели возможность посту­пить способные юноши из любых сословий, что очень импонировало Василию Андреевичу. Де­мократическое отношение к студентам осталось в учреждении и после того, как в том же 1843 его пе­реименовали в Московское училище живописи и ваяния. Спустя десятилетие один из его нищих учени­ков, а впоследствии будущий руководитель МУЖ-ВИЗа, Василий Григорьевич Перов (1834-1882), бу­дет с упоением копировать работы Тропинина. К тому времени престарелый портретист уже отойдет от дел школы, все же изредка посещая ученические выставки. Его вклад в становление МУЖВИЗа, безусловно, неоценим.
    

    Девушка с горшком роз. 1850
    
    Василия Андреевича почти до самой смерти вол­новала общественная и художественная жизнь Москвы. Он работал не покладая рук, желая оставить потомкам точные, поразительные и прекрасные об­разы своих современников.
    Например, удивительные психологические чер­ты заключены в лаконичном «Портрет Е. В. Мазуриной» (1844, Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, Москва). На темном услов­ном фоне словно выхвачено прямым светом и вылеплено энергичное лицо сильной, уверенной в себе женщины, весь облик которой свидетельствует о благородном происхождении. Гладкие густые воло­сы, уложенные в изысканную прическу, и простое, но изящное украшение дополняют образ умной, вы­соконравственной женщины. Посредством неболь­шого количества выразительных средств автор сумел убедительно передать образ своей модели и ее яркий характер.
    В другой работе - «Портрете Ю. Ф. Самарина в охотничьем костюме» (1846, Государственная Третьяковская галерея, Москва) — художник тоже стре­мился представить эмоциональный образ портре­тируемого и, прежде всего, подчеркнуть его роман­тичность. На фоне пейзажа с грозовым небом, клу­бящимися тучами и бушующим ливнем с отважным видом стоит поэт, писательславянофил и фило­соф Юрий Федорович Самарин. Молодой мужчи­на с открытым приятным лицом, по свидетельствам современников, обожал охоту, лес и очень чутко от­носился к любому природному явлению. Также этот благородный дворянин, ратовавший за отмену крепостного права и народнические идеи, обладал без­удержным темпераментом. Однако Тропинин изо­бразил Самарина внешне спокойным, и только воз­бужденный взгляд, ружье в руках да шторм за спи­ной говорят о взрывном и упрямом характере моло­дого человека.
    К концу 1840-х слава талантливого портрети­ста достигла в Москве своего апогея. Члены Московского художественного общества предложили Тропинину запечатлеть самого себя. Скорее все­го, картина предназначалась для портретной галереи Московского училища живописи и ваяния. Но «Автопортрет на фоне окна, с видом на Кремль» (1846, Государственная Третьяковская галерея, Москва) известен в нескольких вариантах, и непо­средственно эту работу художник все-таки выпол­нил для собственного дома. Тропинин изобразил себя в аккуратных круглых очках, рабочем халате с небрежно повязанным цветным платком на шее, палитрой и муштабелем в руках. Эти вечные атри­буты художника в данном случае подчеркивают не столько его творческую натуру, сколько выра­жают принадлежность Василия Андреевича к не­простому ремеслу живописца. Открытое лицо по­жилого человека исполнено большой внутренней силы и задумчивого благодушия. Написав себя на фоне Кремля и закатного облачного неба, мастер не только подчеркнул свой почтенный возраст, но и продемонстрировал личную причастность к судьбе города. Уже после смерти Тропинина его автопортрет был вскладчину выкуплен благодарными москвичами у сына художника и преподне­сен в дар Румянцевскому музею, который вместе с Дворянским институтом располагался в знамени­том доме Пашкова.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
40*2=



Другие статьи из раздела:

Долгожданная воля
1821 семья графа Моркова переехала на посто­янное жительство в Москву. Тропинин, проживший здесь во время войны несколько месяцев, восстановил многие прерванные знакомства с коллегами. А после того как в 1819 страстный коллекционер русского ис­кусства и издатель знаменитых «Отечественных запи­сок» Павел Петрович Тугой-Свиньин рассказал о нем на страницах своего...
читать

Выдающиеся произведения
Став академиком, Тропинин вернулся в дом графа Моркова, откуда забрал своих пока еще крепостных родных и переехал в маленькую квартирку с мастерской близ Волхонки. Там он в свои сорок семь лет наконец начал жизнь свободного профессионально­го художника. Известный портретист не стал обзаводиться шикарным домом с лакеем и горничной. Васи­лий Андреевич, его жена Анна...
читать


Известные художники

Воробьев Максим Никифорович
Воробьев М.Н. родился в 1787. Он был сыном солдата, который дослужился до унтер-офицера, но нанявшегося после отставки в АХ смотрителем. Тут же получил образование Максим Никифорович. В 1798 го зачислили в архитектурный класс. Им руководил Тома де Томон. В 1809 Воробье закончил класс пейзажной живописи в АХ.
читать
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов А.Г. родился в 1780 в столице, в купеческой семье. Его отец, Венецианов Гаврила Юрьевич, в церковных книгах значился греком, московским купцом. На рубеже семнадцатого – восемнадцатого столетий семья Венециановых переехала в Болгарию, затем в Нежин, оттуда – в столицу. Гаврила Юрьевич торговал ягодными кустами, ягодами для варенья, тюльпанными луковицами, видел Алексея...
читать
 Васнецов Виктор Михайлович
Васнецов В.М родился 1848 г. В деревенском доме семьи Васнецовых сочетались различные уклады жизни. Каждый вечер здесь рисовали, читали много журналов, книг, посвященных астрономии, естественным наукам. Отец, бабушка художника владели акварелью. Первым учителем рисования Виктора был его отец. Васнецов В.М. с детства проникся красотой народного искусства, поэзией поверий, преданий, народных...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/elementi_zhanrovosti_v_por.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/elementi_zhanrovosti_v_por.html on line 117