главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Этапы развития портретного жанра

    Чтобы писать одежду, художники издавна пользовались манекенами — в натуральный рост и уменьшенными. Для уменьшенных шили специальные костюмы. Манекены в натуру делали с множеством шарнирных суставов, выточенных из дерева, обтягивали их лайкой. Головы были из дерева или папье-маше. Манекен стоял на специальной стойке. Манекены были особые для мужской фигуры, для женской и разных размеров детские. В Москве одно время наладили производство манекенов в натуральную величину, но скоро выяснилось, что им трудно найти применение.
    По манекену можно писать складки одежды и узор на материи. Но манекен никак не помогает написать общую форму тела или выразить движение. С манекена можно написать такой костюм, как у инфанты Маргариты (1653 — 1660) Веласкеса, где платье так громоздко, что фигура не просматривается.
    Глядя на работы тех же авторов, посвященные одетой фигуре, мы встречаем отчетливое стремление сосредоточить внимание на лице и для этого использовать освещение. Лицо ярко освещено, фигура погружена в тень. Великолепным примером такого решения может служить «Портрет Изабель Ковос де Порсель» в одежде махи, написанный Гойей (ок. 1806 г.). Лицо и грудь сияют, окруженные черным и серым.
    
    Может быть великое множество вариантов решений фигуры в зависимости от освещения. Но цель почти всегда одна: выделить человека, показать в нем характерное. Часто освещали всю фигуру, искусственно сгущая фон вокруг. Так написаны «Прачка» (1737) Шардена, «Вдовушка» (1851) П. Федотова, «Всадница» (1832) К. Брюллова.
    В работе Брюллова примечательно то, как многое в ней, должно быть, сделано по памяти, по воображению, «от себя».
    Мы не можем сейчас игнорировать освещение, хотя целые эпохи и в русской и в западноевропейской живописи не принимали во внимание этот фактор так же, как и линейную перспективу.
    Двухфигурные натурные композиции, встречающиеся в музеях, часто представляют собой семейные портреты: «Автопортрет с Изабеллой Брандт» (1609 — 1610) Рубенса, «Автопортрет с Саскией» (1634) Рембрандта. В этих портретах одна фигура выше другой. Если в греческих барельефах существовал закон равноголовия, то есть головы сидящей и стоящей фигуры изображались на одном уровне, то в европейской станковой живописи наоборот: разница в высотах сидящей и стоящей фигуры используется как благоприятная композиционная возможность.
    
    Так строятся многие двухфигурные постановки и картины.
    Каждая постановка выглядит лучше с одних мест и хуже с других, особенно двухфигурная. Как бы мы ни старались, но останутся направления, с которых сопоставление голов или рук не будет удачным. Тут рекомендация может быть одна: не быть педантами. Можно сделать полшага вправо, рисуя одну фигуру, и полшага влево, рисуя другую. Изменять перспективные размеры фигур невозможно. Но несколько сдвигать фигуру вправо или влево бывает практически необходимо при большом числе рисующих.
    При двухфигурной постановке основная трудность на всех этапах работы состоит в том, как изображение одной фигуры относится к изображению другой фигуры в размерах, в тоне и цвете. Вспомним рядом находящиеся головы на картине II. Пуссена «Святое семейство». Голова Марии, повернутая в профиль, вся в тени, голова Анны, обращенная лицом к зрителю, ярко освещена.
    В картине Г. Терборха «Бокал лимонада» (ок. 1665 г.) лицо женщины освещено, на лицо мужчины падает тень. К двухфигурным этюдам применимы все требования, о которых мы говорили при живописи одной фигуры. Но из этого никак не следует, что обе фигуры должны быть написаны одинаково. Относительно картин мы сказали бы, что акцент делается на главной фигуре. Если но смыслу они равнозначны, например, двойной портрет, но есть разница в планах, то одна фигура пишется контрастнее другой. Разница в освещении тоже даст возможность добиться контраста. Преимущественное использование теплого в одной фигуре и холодного в другой может обогатить колорит. Важнейшим фактором остаются человеческие характеристики, которые делаются яснее из сопоставления.
    В Музее изобразительных искусств есть «Мадонна» пизанского мастера XIII века. Лицо написано объемно в два колера, границы между которыми растушеваны. Одежда покрыта одним коричнево-красным цветом, по которому проложены узкие золотые полоски.
    Живопись колерами не обязательно связана с плоскостным решением. Ведь и в три тона можно написать очень объемную вещь. И с множеством оттенков можно написать вещь плоскостную.

Комментарии к статье :
 
Имя: Екатерина
Город: Шаршакова
Комментарий:
Спасибо большое за такую статью, очень интересная и познавательная.
 
Имя: Анастасия
Город: Санкт-Петербург
Комментарий:
Очень интересная статься, мне очень понравилось.
 
Имя: Трололо
Город: Москоу
Комментарий:
аааааааазазазаза

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Акварель в европейской живописи XIX-XX века
Технология акварели была известна очень давно. Классическая многослойная акварель требует работы легкими прозрачными заливками, бесконечно находящими одна на другую.
читать

Мастер натюрмортов Франс Снейдерс
Если, например, в картине на красном фоне фигурирует дюжина мелких птиц, нанизанных на прут, как в натюрморте Франса Снейдерса «Битая дичь и омар», то сначала надо, не разводя жидко краску, то есть довольно сухо, точно в цвете, закрыть красный фон, захватывая и очертания птиц, и провести линию прута. Взять две кисти...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Акварельная живопись
1.  В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/etapi_razvitiya_portretnogo_z.html on line 115

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/etapi_razvitiya_portretnogo_z.html on line 115