главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Этапы развития поздней итало-византийской живописи

    Среди большинства живописцев с их механической и чуть ли не бюрократической приверженностью к схеме нам необходимо выделить тех, кто все же сумел преодолеть в себе эту слепую привязанность и отыскать путь или пути прямого самовыражения.
    Первым и наиболее сложным по противоречивости выражения следует считать путь критического переосмысления накопленного опыта и сознательного тяготения к живописным штампам.
    Такие трансформации мы можем обнаружить в Умбрии, где они особенно отчетливо проявились в работах Джунты Пизано и «Мастера святого Франциска»; в Тоскане эти черты заметны у «Мастера из Вико лАбате», автора «Распятия» из Сан Джиминьяно, которое обычно приписывается Коппо ди Марковальдо, и близкого ему по духу творца мозаик во флорентийском баптистерии, особенно в поразительной по трагедийности звучания сцене «Ада», где мрачная фантазия художника сродни отдельным «метаморфозам», вышедшим из-под пера Данте.
    Второй путь имел несколько ответвлений в своем развитии. По нему шли такие выдающиеся творцы эпохи, как крупнейший из мастеров, работавших в Ананьи, на которого в свое время первым указал Тоэска, пизанский живописец, написавший «Мадонну» для церкви Сан Мартино, и, конечно же, флорентиец Чимабуэ.
    Все они прошли через сложные испытания, отказавшись от косноязычия балканских переселенцев и перечеркнув своими деяниями долгий период формалистического повтора и застоя, дабы добраться до самых истоков древнейшего языка изобразительных средств, на котором они разом заговорили, придав своему голосу индивидуальное звучание и неповторимую окраску.
        Это уже была чистейшая латынь, чья патетика пришла в упадок в период V — XIII веков. Ее мерный чеканный слог вновь зазвучал в работах этих мастеров с не меньшей страстностью, чем в миниатюрах Евангелия из Рабулы, что хранится во флорентийской библиотеке Лауренциана, или кодексе из Россано, а также в произведениях лучших «каролингских» миниатюристов или замечательных рейнских и маасских мастеров-эмальеров предыдущего столетия. Все их симпатии, разумеется, были пронизаны романским духом, имеющим, однако, не заальпийское, а собственно итальянское происхождение.
    Вот отчего с полным основанием можно считать «неолатинским» скорее их язык, нежели язык Годфруа де Клера или Никола Верденского. Но, сколь бы ни было справедливым такое суждение, еще далеко не выяснен вопрос о появлении самих этих «неоэллинских» мастеров. Следует также признать, что так называемые «неоэллинские» росписи в Сопочанах и Нерези и подобные им произведения (к таковым можно было бы отнести фрески из крипты в Аквилее, а также многие мозаичные работы в области Марке и Сицилии) все еще отмечены печатью суровости выражения, свойственной последнему периоду византийского «Возрождения», а точнее говоря, «неоклассицизму» византийского искусства IX — XIII веков.
    В то же время дух созидания, живущий в немногих подлинных творцах эпохи дученто, а также способность этих мастеров омолодить язык искусства — все это уже западной, романской закваски.
    Если угодно, здесь налицо византийский «неоклассицизм» двух разновидностей, из коих одна тяготеет к линейной ритмике, а другая все еще цепляется за старые приемы изощренного пластицизма. Все эти черты наглядно проявились в работах Дуччо ди Буонинсенья и Каваллини. Оба они рисковали впасть в бесплодный академизм, если бы, вовремя спохватившись, не стали искать спасительные средства от страшного недуга. Первый, как известно, обратился к живой и гибкой образности готики, унаследовавшей страстную взволнованность каролингских мастеров, а второй, вопреки укоренившемуся мнению, вдохновился мощью романского духа Джотто.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
77+6=


Другие статьи из раздела:

Раннее Возрождение: Фрески церкви Дель Кармине, Мазаччо и Мазолино
Среди памятников итальянской живописи величайшей славой по праву пользуется фресковый цикл капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине. ...
читать

Пространство у Джотто
Художественная критика, обычно столь благоволящая к примитивистам, за редкими исключениями и с явной неохотой обращалась к своеобразнейшему случаю двух «оптических обманок» в падуанской капелле Скровеньи (точнее говоря, на плоскостях триумфальной арки, где снизу вверх идут противостоящие друг другу «Иуда, получающий...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/etapi_razvitiya_pozdnei_italo.html on line 118

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/etapi_razvitiya_pozdnei_italo.html on line 118