главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Флорентийская живопись второй половины XIII века

    Рядом с Чимабуэ были еще две замечательные художественные личности; более того, их можно считать самыми значительными художниками до того, как творчество Джотто развернулось во всю его мощь. Но оказывается, что и творчество этих мастеров также невозможно представить на какой-либо выставке, так как пока нам известны только их монументальные мозаичные работы, которые можно по достоинству оценить, лишь задрав голову и напрягая зрение при осмотре свода купола флорентийского баптистерия.
    Внутренняя классическая зрелость этих произведений часто усилена индивидуальным стилем авторов, а их следование классическим традициям предстает действительно вполне «естественным» и «современным», не имеющим ничего общего с манерой византийских живописцев, действующих по указке своей незыблемой грамматики. Все упомянутые выше работы скорее сродни тематически насыщенным композициям рейнских и маасских мастеров-эмальеров XII — XIII веков с их нежными и несколько томными типажами, как на складне Годфруа де Клера из Брюссельского королевского музея, или с изображением накала страстей, как в алтаре работы Николы Верденского в приходской церкви Клостернбурга близ Вены.
    Вся эта тематика переносится с глубоким пониманием ее актуальности на флорентийскую действительность конца XIII столетия.
    В то же время уверенность, что второй из этих мастеров заслуживает наиболее высокой оценки, подкрепляется теми его художественными нововведениями в цикле «Потоп», которые еще долго вдохновляли созидательный дух флорентийских живописцев вплоть до появления фресковых росписей в Зеленом дворике.
         Кто бы ни был этот мастер и каковым бы ни оказалось на него воздействие раннего Джотто, сила его искусства становится еще более понятной, когда после расшифровки этих высочайших по духу художественных откровений пытаешься мысленно сравнить их с мозаиками в венецианском соборе Сан Марко, относящимися к XIII веку и традиционно называемыми «романскими»: все это мгновенно тонет в потоке художественных штампов с их безукоризненной техникой деформации, привнесенной с востока. И беда не в том, что искажаются изображения на западные мотивы; прискорбно, что подобными ремесленническими приемами выхолащивается созидательный дух искусства.
    Эти общие соображения о крупнейших флорентийских мастерах, работавших бок о бок с Чимабуэ, продиктованы одним лишь желанием показать, насколько могут быть углублены, расширены и пополнены новыми именами десятилетия, на протяжении которых работал Джотто. Хотелось бы надеяться, что в конце концов утвердится осознание следующего непреложного факта: не восточная изощренность, а именно этот западный «отпечаток» ценен в этом искусстве, и необходимо глубже понять, отчего старший мастер из Ананьи, пизанский живописец, создавший «Мадонну» в Сан Мартино, два последних художника, работавших во флорентийском баптистерии, и сам Чимабуэ говорят на старинном языке с истинно романским акцентом и почему ими ограничивается исторический анализ художественных ценностей итальянского изобразительного искусства эпохи дученто.
    Продолжая развивать тему об истинной поэзии в искусстве, можно было бы расширить разговор, устремив взор по ту сторону Апеннин на Паданскую равнину. Не затрагивая вопрос о подлинно романском характере живописи мастеров из долины Адидже и не останавливаясь на том бесспорном факте, что в некоторых центрах, как, например, в Парме, наблюдался застой в искусстве, вызванный засилием пришлых мастеров с востока, хочу все же выделить здесь лишь одного незаурядного художника, который мог бы являть собой вершину «романской» живописи, ни в чем не уступая, а может быть, даже превосходя в некотором роде упомянутых нами крупнейших флорентийских мастеров.
    Мы видим, как тем самым обновляется шкала ценностей искусства эпохи дученто. Раньше было бесполезно надеяться на подобное обновление, пока абстрактно подменялись такие понятия, как «западный» и «восточный», без всякого учета внутренней ассимиляции, с одной стороны, и процесса «дряхления», с другой. До сих пор в искусствоведческой литературе кажется преобладающей трактовка всей итальянской живописи XIII века в восточновизантийском ключе.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
10*5=


Другие статьи из раздела:

Развитие болонской школы с первых десятилетий треченто
Предположив наличие принципиальной разницы в подходе к искусству Болоньи и Тосканы, более того, к искусству всей Паданской долины и Тосканы, следует отметить, что упоминавшийся выше низкий уровень средней художественной продукции, так сказать ее «стандарта», до некоторой степени находит себе оправдание.
читать

Этапы развития болонской живописи
От фундаментальных исследований пизанской скульптуры и пизанского искусства, от изучения творчества великих флорентийских мастеров XIV и ХV веков и до образцового труда, книги об Ассизском соборе, до незабываемых исследований о Якопо делла Кверче, где прочтение старинных болонских документов получает столь...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/florentiiskaya_zhivopis_vtoro.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/florentiiskaya_zhivopis_vtoro.html on line 116