главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Формирование художественной манеры Пьеро делла Франческа

    Во Флоренции, примерно с 1435, а может быть, с 1430 года мы могли бы повстречаться с молодым подмастерьем Пьеро. Поскольку речь идет о человеке, поднявшемся до необычайных высот художественного мастерства, не ограничимся установлением его контактов с современниками, а постараемся узнать о его отношении к старым живописцам. Ведь раз уж Пьеро решил идти столбовой дорогой живописи, не теряя при этом своей индивидуальности, то он, несомненно, интересовался не только современными явлениями в искусстве.
    Его наверняка привлекла невероятно выразительная пластика фигур Мазаччо или Донателло. Стремился он уяснить себе тайну перспективных построений Паоло ди Доно, разобраться в изысканно классицистической средневековой манере Нанни ди Банко, Лоренцо и Микелоццо. Не чужды ему были и ренессансные прозрения Мазолино, с его изящной смесью стилей Сиены, средних веков и готики. Близко ему было и более тонкое искусство тогда еще молодого Доменико Венециано. От внимания художника, конечно, не ускользали готические творения, которыми была полна Флоренция.
    Применение столь обширных цветовых плоскостей, предвещавшее во многом цветовые находки Пьеро, говорит с несомненностью о том, что попытка флорентийских художников треченто добиться формально-хроматического синтеза не ускользнула от внимания художника.
         Нам ни разу не приходилось рассматривать фрески в капелле Барди без того, чтобы невольно не почувствовать в них неясное предвосхищение некоторых художественных открытий, которые найдут свое окончательное воплощение на стенах хор в Ареццо. В самом деле, обширные архитектурные построения светлых тонов, среди которых люди спокойно занимаются своими делами; задние планы, часто занятые украшениями из разноцветного мрамора; свободно ниспадающие одеяния, служащие подчас наряду с какойнибудь архитектурной деталью средством выделения фигур или места их соприкосновения, — все это как бы предвосхищает находки Пьеро, хотя, разумеется, не до конца, учитывая, что речь идет о временах Мазо, строившего свои композиции в абстрактно-символическом пространстве, населенном персонажами, которые лишь отчасти действуют по собственному побуждению.
    В сцене воскрешения Сильвестром быка контуры животного даны лаконичными линиями в стиле древнеегипетских рельефов. В другой сцене, где Сильвестр крестит императора, архитектурная кулиса в правой части фрески отдаленно напоминает изображение портика, под сенью которого происходит встреча Соломона и царицы Савской в Ареццо. И еще одно совпадение: там, где изображено воскрешение Сильвестром двух волшебников, картина напоминает сцены «Нахождения...» и «Возвращения креста». В обрядовых жестах поклонения или благословения чувствуются спокойствие, уверенность, главенство, которые наводят на мысль о близости одного художника к другому, о конгениальности реализации ими некоторых своих художественных замыслов. Хотя, повторяем, у нас нет желания идти дальше этой констатации и пытаться игнорировать то, что разделяло художественные концепции обоих живописцев, между которыми как бы стояло искусство Мазаччо.
    Без искусства Мазаччо художественная культура Пьеро оказалась бы другой, но все же это не означает, что он слепо следовал принципам своего предшественника. Конечно, у Пьеро сначала установилась некая общая связь с Мазаччо, подобная связи Минервы с Юпитером, из головы которого она родилась, но, не будучи вынужденным бороться с враждебностью среды, которую необходимо преодолеть, обладая возможностью дать свободное развитие своему таланту, Пьеро с выгодой использует все благоприятные обстоятельства: родной пейзаж, обычаи, свет, краски.
    Пришедший к порогу нового искусства с никталопией, вызванной ночными костюмированными охотами в заповедных рощах готицизма, Паоло Уччелло как раз в те дни, когда молодой Пьеро пребывал во Флоренции, пытался писать с помощью «методы», распространяемой Брунеллески и Альберти, с тем чтобы
    выйти за рамки романтической условности, характерной для трактовки пространства в упомянутых выше вещах Мазолино.
    Гениальная проницательность руководила Пьеро в период, когда он пристально всматривался в названные явления искусства. Он, например, тщательно взвешивал возможные последствия, к которым могло привести изменение изысканных формальных ритмов классического искусства в духе подчеркнутой естественности мира Мазаччо. Но от него не укрылся глубокий смысл урока, преподанного неудачной попыткой Паоло Уччелло раздробить мир на перемежающиеся участки.
    В то же время он был влюблен в преображенную естественность света Доменико, проявлял интерес к широким цветовым плоскостям Мазолино. Наиболее ценным открытием Пьеро стал вскоре его возврат к органичному архаическому стилю, что произошло в тот период, когда он вынашивал реформу классического искусства.
    И здесь следует проявлять осторожность в понимании его архаизма: это исторически обусловленное явление, а не преднамеренное обращение к прошлому. Мы никогда не встанем в позу самоуверенного, но отставшего от времени толкователя, которому захотелось бы объяснить указанное обращение следствием копания в склепах древности.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
77+6=


Другие статьи из раздела:

Блестящая манера Якопо Бассано
Если Джорджоне, образно говоря, можно назвать Мане венецианской живописи XVI века, а Тициана — Ренуаром, то Бассано, несомненно, соответствует Моне, именно благодаря тому, что «манера письма» Тициана, создающая лирико-драматическое настроение, была остро подмечена Бассано, но нашла себе узкопрактическое приложение:...
читать

Мифологические сюжеты Джорджоне
Композиция алтарного образа из Кастельфранко итальянского мастера была далеко не революционной: в какой-то мере это лишь замена старого и возвышенно-перспективного образца Беллини изысканно-декоративным построением — средним между овальным и пирамидальным, весьма распространенным и традиционным для...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/formirovanie_hudozhestvennoi_.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/formirovanie_hudozhestvennoi_.html on line 116