главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Гармония форм. Пьеро делла Франческа

    «Святой Иероним и донатор» (1450) значительна тем, что по сравнению с написанным в то же время и отличающимся довольно точным следованием иконографическим канонам алтарем «Мадонна делла Мизерикордия» она показывает, насколько свободней чувствовал себя Пьеро, когда требования косных заказчиков не ограничивали его свободы.
    Именно с перспективой связана здесь тайна свободного построения картины, намного опережающего свое время. Святые и обыкновенные люди занимают в ней равное место на фоне пейзажа. Они органически с ним слиты, приобщены к его сельской простоте и полностью растворены в тишине этого угасающего дня.
         Это уже не сфокусированность на абстрактном содержании картины, ибо в ее геометрическом центре — далекое видение обжитого людьми города, и все по сторонам: от обрубка дерева на переднем плане и дерева за благочестивым собеседником святого до трепетных очертаний гор и синевы неба — создает ощущение свободного расположения человека и вещей в пространстве, и человек утрачивает, таким образом, свойство служить мерой всех вещей. И здесь Пьеро идет вразрез со взглядами флорентийцев, бывших в те времена ортодоксальными антропоморфистами. Человек в его картине изображен уже по-иному.
    Пространственная глубина, являющаяся результатом композиционной соразмерности изображения, сосуществует, таким образом, с совершенно очевидной цветовой плоскостностью. Так что достигнутая с таким трудом поэтическая стереоскопичность снова уступает место изобразительной плоскостности обычного ковра. Вот почему из-под локтя Иеронима проглядывает поворот дороги, а головы — лысые или с темной шевелюрой — даются на нежном фоне холмов — то голых, то усеянных купами деревьев, то затянутых темной зеленью. И тогда красные крыши, черные кусты, соломенный пояс, маленькие буквы в книге Иеронима обретают значение отдельных вкраплений в этой шпалере волшебного натурализма.
    Там же, где сходящиеся в перспективе линии почти превращаются в прямую, уходящую в бесконечность, как, например, в мраморной дорожке, выступающей из-под колонн на передний план, третье измерение сходит почти на нет, в данном случае из-за плоскости белой полосы, изображенной рядом с пестро-розовыми плитками пола. Подобный же эффект возникает и в светлых полях кессонированного потолка, образованных темными пересекающимися брусьями. Стоит отметить, что подобная архитектура, украшенная разнообразными, но симметричными элементами спокойных тонов, отдаленно напоминает архитектуру Флоренции того периода, в то время как подлинный расцвет она обретет лишь к концу века в Венеции.
    Внутри этих помещений, отличающихся архитектурным совершенством, располагаются фигуры, выделяющиеся своими утрированно выразительными жестами. Занесены во взмахе изогнутые белые руки бичующих, напоминающие деревянные вставки, искусно пригнанные к коричневым квадратам великолепной инкрустации по дереву, изображающей на заднем плане дверь, и согласующиеся с таинственно-черным эллипсом мозаичного пола.
    Итак, одна из тайн искусства Пьеро состоит, на наш взгляд, в его несомненном умении придать кажущимся пустотам между различными формами ощущение заполненности. Обратите, например, внимание на промежуток между полными ступнями Оддантонио и на промежуток между сапожками старого служителя в парчовом одеянии. По своей цветовой значимости они ничуть не менее выразительны, чем сами ноги и сапожки. Этому способствовал рисунок, целью которого отныне было не подчеркивание своеобразия тел с помощью привлекательности их линейной обрисовки, а, напротив, изображение контуров как простых ограничителей той или иной поверхности, приобретавшей художественное значение лишь благодаря полноте сближения со всеми остальными поверхностями, между которыми возникали естественные промежутки.
    Не будем забывать, что и понятие пропорциональности древними греками было выведено из соотношений, первоначально не связанных с человеческой фигурой.
    Метафизика являлась, таким образом, непосредственным порождением восторженной уверенности в возможности передать глубину пространства — закон метрических пропорций не сосредоточивал свое действие лишь на телах, но деликатно и властно преобразовывал их окружение, и к спокойным жестам статуарных фигур добавлялись другие незримые пространственные объемы, другие «уравновешенные» реалии: архитектурные и пейзажные элементы, заполнявшие без остатка промежутки, становившиеся от этого лишь гармоничными и «прекрасными» наравне с изображенными телами. Перспективная проекция позволяла глазу охватить картину в целом и представить ее, таким образом, во всем великолепии цветовых соотношений.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
85+1=


Другие статьи из раздела:

Многогранность экспрессивного гения. Якопо Тинторетто
В Венеции, пока Тициан преодолевал серьезнейшие противоречия итальянского изобразительного искусства, нашедшие отражение в его внутренней, неповторимой драматической эволюции, уже активно работал Тинторетто.
читать

Расцвет искусства Великого Возрождения: Тициан
Начало нового века проходит под знаком и других художественных откровений. В это время, помимо великолепных вещей Лотто, создаются и первые две работы Джорджоне, и классически прекрасные творения юного Тициана. Главное же состояло в насыщенности художественной жизни того времени, ибо художественный вклад каждого из...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/garmoniya_form_p_ero_della_fr.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/garmoniya_form_p_ero_della_fr.html on line 116