главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Геометрия полного зрительного поля

    
    
    
    Лишь средневековье и начавшееся в XV в. новое время (т. е. две следующие друг за другом и друг другу противостоящие   стадии   средневеково-нововременного цикла художественной культуры) придали пространственным построениям целенаправленность и четко выраженный смысл в пределах художественного целого. Причем геометрия полного зрительного поля (перцептивная перспектива, поставившая в тупик античных мастеров) теперь как бы расчленяется: средневековые живописцы опираются в своих построениях на закономерности Зрительного восприятия, характерные для зоны «ближнего видения», игнорируя все то, что действительно для зоны «дальнего», тогда как нововременные, особенно ренессансные мастера, наоборот, сосредоточивают свое внимание на далевом пространстве, на «видимых издали вещах», как писал о том Пьеро делла Франческа.

    Таким образом, каждая из этих следующих друг за другом художественных стадий выдвигает и отстаивает свою собственную модель изображения пространства на плоскости. Модели эти гипотетичны, ибо каждая возводит в абсолют лишь часть того, что дает нам мыслимо полное зрительное восприятие. Модели эти противоположны, ибо каждая из них осваивает противоположные «участки» перцептивной перспективы — самый ближний и самый удаленный. Обе они имеют объективные основания с точки зрения нашего зрительного восприятия, и обе лишь относительно соответствуют ему.
    Как уже говорилось, первая, на наш взгляд, вполне логичная гипотеза изображения пространства на плоскости принадлежит средневековью, и она всецело основана на закономерностях, характеризующих зону «ближнего видения». Почему именно ближнего? Да потому, что земная даль вообще не существовала для средневекового художника, тогда тот имел дело с главнейшим типом средневекового изобразительного искусстваживописью религиозной, в которой даль могла быть только неземной, потусторонней. Структуру подобной живописи определяло соединение и даже максимальное сближение земного, близкого, и неземного, бесконечного, как бы и вовсе внепространственного. Земное описывалось в категориях трехмерной пространственности, тогда как неземное являло собою образ Вечности, описываемый уже в принципиально иных категориях. Сразу же за первым — земным и близким в буквальном смысле слова планом — в любой мозаике, росписи, иконе, миниатюре религиозного содержания встает неопределенный и неопределимый с точки зрения пространственности фон, а точнее — мир, существующий по законам неизмеримой Вечности; возникает золотое сияние или бездонность небесной синевы. Потустороннее всегда рядом, и оно будто наплывает на те сцены священной истории, которые и сами имеют смысл откровения запредельного. В позднем средневековье оно даже «впечатывается» в пространственную структуру изображения земной (то есть религиозно-«исторической») сцены, будто взрезая оболочку трехмерного пространства.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=




Интересные статьи

Аксонометрии
Аксонометрии всегда компромиссны. Здесь оптической иллюзии делают лишь вынужденную уступку, и потому глубина объема скорее символически обозначается, нежели выявляется, а динамические свойства уходящего вдаль пространства не получают выражения. Не случайно аксонометрические проекции пространственно убедительны только при изображении отдельных предметов либо при передаче пространства без линии горизонта, т. е.— запрокинутого на зрителя или видимого сверху, как это показывает нам японская живопись на продольно разворачивающихся свитках: глубина здесь распластывается и, только что...
читать

Геометрия перцептивного пространства
Однако, очевидно, что противоборствующее оптической иллюзии действие «знания» должно убывать пропорционально удалению предметов и углублению пространств хотя бы уже в силу ослабления жизненной заинтересованности человека (по крайней мере до относительно недавнего времени) в том, с чем он непосредственно не контактирует. В далевых зонах «полного видения» (т. е. видения по законам перцептивной перспективы) оптика вступает в свои права все более безраздельно, и тогда геометрия пространства приобретает для нас почти полное сходство с той моделью, которую описывает прямая перспектива.
читать


Известные художники
Богаевский Константин Федорович
1872 – год рождения Богаевского К.Ф. С семи лет он начал рисовать. Его первым художественным впечатлением была случайно оказавшаяся у родителей олеография «Извержение Везувия». Юный художник брал в Феодосии уроки у Айвазовского, знаменитого мариниста. Учеником мэтра назвать его трудно, поскольку ...
читать

Боголюбов Алексей Петрович
1824 – рождение Боголюбова А. П. – замечательного пейзажиста, не менее замечательного человека. Всю жизнь Боголюбов совершенствовал свое мастерство, вдумчиво, целеустремленно работал. Он оставил после себя интересное художественное наследие. Алексей Петрович большое состояние, много сил отдал ...
читать
Боклевский Петр Михайлович
Боклевский П.М. родился в семье военного в 1816, в с.Елшино Рязанской губернии. Художественного систематического образования он не получил. В 1840 он окончил юридический факультет при Московском университете. После этого служил в Рязани губернским секретарем.
читать
Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичБорисов-Мусатов В.Э. родился в Саратове в 1870. Когда ему исполнилось 3 года, он сделался вследствие несчастного случая горбатым. У мальчика появились рано способности к рисованию. В 1881 он поступил в реальное саратовское училище. Однако большую часть времени Виктор Эльпидифорович посвящал занятиям живописью. Первым педагогом Борисова-Мусатова ...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/geometriya_polnogo_zritel_n.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/geometriya_polnogo_zritel_n.html on line 117