Гоген, или Бесконечный побег

"Живопись — это моя единственная цель", — декларировал Гоген. Именно живопись определила внутреннюю логику жизни, мысли и творчества Гогена. Он пытается освободить ее ото всех пут и поэтому неутомимо пробует все, что помогает отказаться от каких-либо ограничений.
"Молодому художнику, который не может освободиться от влияния предыдущего поколения, грозит отсутствие собственного прогресса. Чтобы уберечься от пленения произведениями непосредственных предшественников, которые являются для него авторитетами, он должен искать новые источники вдохновения в других цивилизациях согласно с собственной интуицией". Это мнение Матисса (1869—1954) точно характеризует первые тринадцать лет творчества Гогена. С 1873 по 1866 год молодой художник пытается достичь мастерства, подражая своим "непосредственным предшественникам", которые поразили его воображение, — импрессионистам. Позже, когда его художественная техника достаточно усовершенствуется, он сможет обрести полтто независимость и развить собственную творческую индивидуальность.
Увлечение импрессионизмом
Гоген находился под влиянием двух решительно отличающихся друг от друга импрессионистов: Писсарро и Дега. Даже преодолев их влияние на свое творчество, Гоген будет высоко ценить своих учителей: "Если рассматривать творчество Писсарро в целом... — можно обнаружить в нем не только необычайное артистическое дарование, которое никогда ему не изменяет, но также искусство, глубоко интуитивное, исполненное высокого аристократизма". Сезанн и Мане — еше два импрессиониста, отголоски творчества которых можно обнаружить в картинах Гогена.

Но в неистовых и неустанных поисках собственной стези в живописи и источника вдохновения Гоген обращается не только к творчеству своих предшественников и современников: он изучает японские гравюры, перуанскую керамику, резьбу и живопись средневековья, итальянское искусство XIV века, немецкий ренессанс, маорииское, египетское, камбоджийское и персидское искусство. То, что мы называем "примитивизмом Гогена", по существу было вызвано остро чувствуемой им необходимостью переоценки всего живописного наследия и обращения к искусству древних: "Вы всегда можете найти некий питательный сок в примитивных искусствах. В искусствах зрелых цивилизаций — ничего или нечто повторяющееся". Искусство античности отталкивает Гогена ("Изучая греческое искусство, особенно позднего периода, я чувствовал... смутное ощущение смерти без надежды на возрождение"). Он осознает, что ему предстоит "идти очень далеко, намного дальше, чем кони пантеона".
Нащупав свою дорогу, Гоген начинает воспринимать как бесперспективное и творчество импрессионистов: "Они ведут свои поиски только в пределах видимого глазу, а не в таинственном центре мысли... Окрыленные первым успехом, они решили, что достигли всего. Они представляют завтрашнее официальное искусство, более ужасное, чем вчерашнее официальное искусство".
Первые взлеты
Гоген дистанциируется от импрессионистов после их последней выставит в 1886 году. Как будто с целью географического обозначения этой дистанции, вскоре он впервые отправляется в Бретань. На протяжении всей жизни его путешествия будут определяться эволюцией его живописи и одновременно являться поводом для изменения техники письма. После каждой поездки художник находит новые источники вдохновения и доказательства того, что его творчество развивается в правильном направлении.
Год спустя, когда Гоген окончательно разрывает с импрессионизмом, он чувствует необходимость уехать куда-то очень далеко. В поисках земного рая Гоген едет в Панаму, а затем — на Мартинику. Этот выбор становится судьбоносным: в одухотворенных и экзотических полотнах мартиник-ского периода мы видим, как разительно изменяется техника художника. Это уже не импрессионизм с его легкими прикосновениями кисти к холсту. Гоген начинает использовать крупные однотонные пятна интенсивного цвета, в которых угадываются его будущие характерные монолитные цветовые блоки, очерченные четким контуром.
<< назад || далее >>