Гоген, или Бесконечный побег
Великий Гоген

С 1888 года Гоген понимает, что выработал свой собственный стиль. Теперь он может сконцентрироваться на свободном выражении своего художественного видения. Летом, которое он проводит в Понт-Авене в компании Эмиля Бернара, он пишет "Видение после проповеди", первую "синтетическую" картину. Под синтетизмом следует понимать не только использование чистых цветов и однотонных поверхностей, подчеркнутых темным контуром, но также и некоторое упрощение, геометризацию ритмически повторяющихся форм.
Новый стиль производит такое впечатление на молодого Серюзье (1864—1827), что вскоре под руководством Гогена он пишет известную картину "Талисман", положившую начало направлению набидов, для которых "синтез" станет эстетическим кредо. К Серюзье вскоре присоединятся и другие молодые художники: Боннар (1867—1947), Воллар (1868—1940), Морис Дени (1870—1943) и Майлоль (1861— 1944). Однако Гоген очень быстро начинает относиться к набидам с иронией. Он подчеркивает, что никоим образом его техника не может восприниматься как рецепт, поскольку является по сути очень "переменчивой и гибкой". В 1889 году Гоген пишет автопортрет, в котором изображает себя в образе пророка ("наби" по-древнееврейски значит пророк), ирошяески дистанциируясь от набидов.
Как и в случае с импрессионистами, хотя и несколько иначе, Гоген решительно отходит от движения, которое, как он полагает, грозит замкнуть его в своих рамках. Он не хочет, чтобы какое-либо направление в живописи ограничивало его художественную и личную свободу.

По этой же схеме проходит и его встреча с Ван Гогом осенью 1888 года. Творческие дискуссии двух выдающихся художников быстро превращаются в ожесточенные споры. "Между двумя людьми, им и мной (один — весь вулкан, другой — тоже кипяший, но внутри), назревало нечто вроде своеобразного противоборства", — вспоминал впоследствии Гоген. Его пребывание в Арле заканчивается драматически, однако несомненно, что эти два проведенные совместно месяца оказали большое влияние на обоих художников.
Окончательное освобождение
После ухода с биржи и расставания с семьей, после отдаления от импрессионизма и синтетизма, приблизительно в 1891 году, Гоген поетещтий раз поддается кратковременному искушению принадлежать к какой-нибудь конкретной группе. Писатели-символисты готовы любой ценой привлечь Гогена на свою сторону, чтобы сделать из него „знамя символизма". Как обычно, Гоген сначала сб.шжается с символистами, а когда понимает, что взял из этого направления все, что мог, отдаляется от него на максимально возможное расстояние и называет идеи символистской литературы и живописи фальшивыми.
Он едет на Таити. С этой минуты родной континент никогда уже не завладеет им. Пропасть между Гогеном и европенсиями художниками будет углубляться. Ею выставка у Дюран-Рюэля (1893) сталкивается с полным непониманием. Попытка продажи его картин на аукционе в отеле Друо (1895) также заканчивается безуспешно.
Зато в картинах, которые появляются после его отъезда на Таити, ярко видно, как его искусство из года в год приобретает независимость и самобытность. Побег за пределы рамок и ограничений продолжался до самой смерти художника...
<< назад || далее >>