главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Жизнь Гогена

Поль Гоген

Стремление к независимости
    Гогену становится тесно в рамках учения Писсарро. Он собирается отдалиться и от "нагромождающих мелкие точечки молодых химиков", как аторадно называют Синьяка (1863—1935) и Сера (1859—1891).
    Лето 1886 года он проводит в Бретани, в Понт-Авене, маленьком городке, в котором обосновалась группа независимых художников, в основном англичан и американцев. Здесь он наконец может отойти от парижских влияний. Атмосфера, пейзаж, люди — все здесь жесткое и непосредственное. Эгого, собственно, Гоген и ожидал: "Я люблю Бретань, я нахожу здесь дикое, примитивное. Когда мои деревянные башмаки стучат по здешнему граниту, я слышу глухой, невнятный и мощный звук, которого ищу в живописи", — пишет он Шуффенекеру.
    Материальные трудности и погоня за независимостью толкают Гогена на новое путешествие: весной 1887 года он едет на строительство Панамского канала. "Как художник, я становлюсь с каждым днем все более известным, тем не менее остаюсь иногда по три дня без еды; это разрушает не только мое здоровье, но и мою энергию. Последнюю я хотел бы восстановить, и я уезжаю в Панаму, чтобы жить там дикарем",—пишет он Метте.
    Климат Панамы оказывается для Гогена неблагоприятным. Он заболевает дизентерией и малярией. Придя в себя, Гоген перебирается на Мартинику, где остается до ноября, и вдохновенно пишем несколько экзотических пейзажей.
    Зимой в Париже происходит первая распродажа картин Гогена. Тогда же он встречается с Винсентом и Тео Ван Гога-ми. Тео покупает у Гогена несколько картин, в том числе большое мартиникское полотно "В манговой роще". Получив деньги, Гоген вновь отправляется в Бретань. Вместе с Эмилем Бернаром (1868—1941) — художником, с которым он познакомился во время своего первого пребывания в Бретани, — он закладывает основы синтетизма, состоящего в использовании монолитных цветовых пятен, подчеркиваемых выразительным, четко обведенным контуром.
    В том же 1888 году парижская галерея Буссо и Валлотон организует первую персональную выставку Гогена. Молодое поколение начинает видеть в нем мастера символизма.
    Когда в октябре Гоген возвращается в Понт-Авен, двадца-тилетштй Серюзье (1864—1927) пишет под его руководством "Талисман", первое произведение группы "наби".
    23 октября 1888 года Гоген приезжает в Арль, к Ван Гoгy (1853—1890), с которым он познакомился двумя годами раньше. Властный, категоричный Гоген и подверженный болезненным перепадам настроения Винсент... Будучи вначале очень сердечными, отношения между художниками быстро ухудшаются. 23 декабря, накануне рождества, после ссоры с Гогеном Винсент Ван Гог отрезает себе ухо. Гоген возвращается в Париж. На этом отношения двух великих художников не прервались: они переписывались вплоть до самоубийства Винсента.
    В 1889 году во время Всемирной выставки в Париже официальное жюри отказывает Моне и его друзьям в праве выставлять свои картины в павильоне искусств. В ответ художники организуют выставку грутшы импрессионистов и синтетистов в кафе Вольпини, где экспонируются и полотна Гогена.
Портрет Аванки Аннах    Весной Гоген третий раз прибывает в Бретань. Это его пребывание будет самым продолжительным. За исключением нескольких коротких выездов в Париж Гоген живет в Бретани с апреля 1889 года по ноябрь 1890 года. На этот раз он задерживается в Ле Пульдю, маленьком рыбацком порту недалеко от Порт-Авена. Здесь он создает целую серию ярких и самобытных полотен. Гоген уверен, что нашел свою дорогу, развивает пластическое видение и работает над усовершенствованием собственной техники.
Мастерская в тропиках
    Несмотря на неудачную поездку на Маринику, Гоген мечтает о теплых странах. "Я организую мастерскую в тропиках, — пишет он Бернару. — Все, кто захочет, могут приезжать ко мне". Выбор художника падает на Таити — землю "экстаза, спокойствия и искусства". В феврале 1891 года в отеле Друо происходит публичная распродажа картин Гогена, позволившая ему собрать деньги для поездки. Затем Гоген наносит последний визит жене и детям в Копенгаген и 4 апреля собирает друзей на прощальном банкете в кафе "Вольтер" в Париже. Гоген садится на корабль, пльвущий в направлении Нумеи. Впереди — двухмесячное путешествие и новая жизнь...
    9 июня 1891 года Гоген прибывает в порт Папеэте на Таити. Ничем не примечательный город с домами, крытыми железом, разочаровывает художника. Местные колонисты встречают его холодно, заказов на портреты нет...
    В сентябре он уезжает из Папеэте в туземную деревушку Матаиеа — одно из самых красивых мест на Таити. Весной Гоген высылает в Париж полотно "Женщина с цветком" ("Vahine no to tiare"), которое будет выставлено в галерее Бус-со и Валлатон. Если не принимать во внимание отсутствие средств к существованию и плохое состояние здоровья Гогена, 1892 год является одним из наиболее плодотворных в его творчестве: менее чем за два года он пишет около 80 полотен. Год спустя, чувствуя себя "на пределе возможностей", Гоген без гроша в кармане возвращается во Францию.
Парижская выставка
    1 сентября 1893 года Гоген прибывает в Париж. Благодаря полученному от орлеанского дяди наследству он арендует мастерскую на улице Верцингеторикс на Монпарнасе и организует в ней знаменитые "четверги Гогена". Вечерами сюда сходятся художники, и Гоген читает им фрагменты иллюстрированной книги "Ноа Ноа", которую он пишет. В ноябре в галерее Дюран-Рюэля Гоген выставляет сорок одну таитянскую работу. три картины, созданные в Бретани, и несколько гравюр по дереву. Выставка вызвала большой интерес публики, но с коммерческой точки зрения провалилась. Триумфального возвращения на родину не получилось. После короткого путешествия в Бельгию и шестимесячного пребывания в Порт-Авене Гоген решает снова поехать в Океанию. 28 июня 1895 года он покидает Францию, чтобы уже никогда не вернуться...
Снова в Океании
    Таити все более европеизируется и утрачивает черты дикого рая, о котором мечтал Гоген. Он болеет, воспоминания о поездке в Париж наполняют его горечью: "До чего я дошел? До полного поражения... Я самый настоящий неудачник", — пишет он Монфреду в апреле 1896 года.
    В 1897 году Гоген получает известие о том, что в Копенгагене от пневмонии умерла его любимая дочь Алина. Это повергает его в глубокую депрессию. Тем не менее, в этот период он создает множество подлинных шедевров, в том числе — картину, считающуюся художественным завещанием Гогена: "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?". Художник пишет это полотно, замышляя самоубийство: "...Ничего лучше и ничего подобного я никогда не напишу. Я вложил в него, перед смертью, всю свою энергию, всю страсть..."
    Шедевр был куплен в Париже вместе с другими восемью полотнами художника всего за... тысячу франков. Больной и нуждающийся, Гоген подрабатывает журналистикой в местной сатирической газете "Осы", а также основывает собственную газету "Улыбка", выступающую в защиту туземцев и остро нападающую на власть.
    В сентябре 1901 года Гоген переезжает на Маркизы, в Атуо-ну на острове Хива-Хоа. Он берет в "жены" молодую местную девушку, которая также становится его натурщицей, и строит хижину — "Дом наслаждений". Здесь Гоген проведет последние полтора года жизни. Он занимается живописью и скульптурой, продолжает работать журналистом, пишет рассказы, вступает в непрерывные конфликты с властями и представителями католической миссии — и постепенно геряет силы.
    Художник, свято веривший в свою гениальность, разминулся с всемирной славой совсем чуть-чуть: галерея Воллар в Париже организует грандиозную выставку из пятидесяти картин и двадцати семи рисунков Гогена, осенний Художественный Салон посвящает ему целый зал... Но Гогена уже нет в живых: 8 мая 1903 года он умирает.
 

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005