Редкие художники способны работать исключительно в одиночку, не задумываясь о реакции покровителей или коллекционеров. Таким исключением был Сезанн: он имел состояние и был настолько предан своему делу, что не нуждался в обществе других. Целый ряд художников, кого мы сегодня считаем великими, оставались незамеченными покровителями и коллекционерами при жизни и лишь после смерти обрели славу. Известными жертвами подобного пренебрежения были Констебл, который продавал картины разве что друзьям, и Ван Гог — за всю жизнь он продал всего одну картину. Сегодня это одни из самых почитаемых имен, чьи произведения продаются за астрономические суммы. И все же гораздо чаще за художником гоняются при его жизни, но со временем его имя предается забвению. Связи, возникающие между художником, покровителем, коллекционером и торговцем, подчас непредсказуемы. Как и в любой сфере человеческих взаимоотношений, результат зависит от не поддающейся объяснению личной энергетики, которая бывает воодушевляющей и плодотворной, но может быть мучительной и неприятной. Однако и то и другое может подвигнуть художника сосредоточить все свои духовные и творческие силы для достижения той степени вдохновения, которую творческая личность в состоянии обрести в одиночестве.
Рафаэль
Монархи и папы римские. На заре Возрождения покровительство одного из дворов или Церкви было обязательным условием работы художника, а потому влияние покровителя было огромным. Трое братьев Лимбургов, к примеру, фактически служили герцогу Беррийскому. Леонардо да Винчи работал на многих покровителей, и не только художником, но и архитектором, изобретателем, инженером и философом. Великие монархи, как Карл V или Людовик XIV, использовали искусство — работы мастеров прошлого и современных им художников — для поднятия собственного престижа и доверия к политической власти. Папство и Церковь нанимали художников для распространения христианства и укрепления своей власти и влияния в миру. Без таких покровителей величайшие мастера Возрождения и XVII века не создали бы своих выдающихся шедевров. Правда, были и другие мотивы для подобных отношений: когда сильным мира сего хотелось более возвышенных наслаждений, они завязывали с художниками, к примеру, Джорджоне, Брейгелем, Пуссеном, достаточно близкие отношения, что способствовало не только появлению заказов, но и возникновению новых идей.
Пуссен
Академии. До XVII века большинство художников учились своему ремеслу путем прилежного ученичества у признанных мастеров, а, добившись успеха, сами становились известными. В свою очередь они открывали успешные мастерские или студии и принимали активное участие в подготовке следующего поколения художников. Когда эта система пришла в упадок, на ее место пришли академии, предоставив начинающим художникам форум, где они могли учиться, выставлять свои работы и получать официальное признание. Лучшие академии предъявляли высокие требования к качеству исполнения работ, сводили художников с коллекционерами, но в то же время устанавливали жесткие правила, подавлявшие творчество. В XIX веке диктат французской академической системы толкнул таких художников, как Курбе и Мане, на создание крайне оригинальных работ.
Пикассо
Коллекционеры. Собирание работ художников-современников в личных коммерческих целях и просто ради удовольствия началось в XVII веке в Голландии, но лишь в XVIII и начале XIX в. наступила золотая эра частного коллекционера. В то время многие великие шедевры античности. Возрождения и XVTI века были проданы иностранным коллекционерам. Это создало новый вид конкуренции среди художников: живописцы, к примеру, Рейноддс и Каналетто, осознали, что их работы должны выдерживать неизбежное сравнение с великими произведениями прошлого и настоящего. Они приняли вызов, черпая в нем вдохновение. Торговцы. Современный образ торговца картинами возник в XIX веке, когда были основаны многие знаменитые компании, существующие и поныне. По мере того как художник обретал свободу выражать свое собственное видение, а не то, которое разделяли или требовали от него покровители или общественные структуры, торговец становился необходимым посредником между творцом и коллекционером. Так, если бы не смелость нескольких авантюрных торговцев и коллекционеров, импрессионистам и великим мастерам модернизма - Пикассо, Матиссу, Модильяни и Поллоку — пришлось бы очень туго в материальном плане, не говоря уже о незаменимой моральной поддержке. Музеи. Национальные галереи возникли в XIX веке с конкретной целью — показать великие шедевры искусства прошлых лет в достойной обстановке. Их основатели преследовали четкие морально-политические цели и придерживались строго исторического подхода, не желая выставлять произведения современного им искусства. Таким образом, с середины XIX века начали вырабатываться разные подходы к искусству прошлого и настоящего. Это разделение невольно проложило дорогу авангардистам — группе художников-новаторов, которым не было места (и признания) в официальном мире искусства и чьей единственной поддержкой были частные торговцы и коллекционеры. Таковы были обстоятельства становления Пикассо, Матисса, Кандинского. Ситуация изменилась с основанием Музея современного искусства в Нью-Йорке в 1929 г., когда авангардизм получил официальную ведомственную «прописку». С тех пор музеи современного искусства во всем мире превратились в учреждения, имеющие огромную власть, поддерживающие избранную группу художников посредством приобретений и выставок и, по сути, выполняющие многие функции прежних академий. Политика официального покровительства и собирания коллекций в конце XX века на удивление похожа на политику конца XIX — только «вид» у картин другой.
Моризо (1841-1895) Берта Моризо родилась во Франции во времена, когда женщина не имела возможности стать уважаемой профессиональной художницей. Парижская Школа изящных искусств приняла первых студенток через два года после ее смерти. Но удача улыбнулась ей. ... Читать
Пуссен (1594-1665) Человек крайностей, Пуссен был одновременно сенсуалистом и строгим интеллектуалом, превыше всего ценившим здравомыслие, порядок и бесстрастность. В его творчестве эти черты гармонично объединены, и оно легло в основу долгой, до конца XIX в.. ... Читать
Известные художники
Браз Осип Эммануилович Браз О.Э. родился в 1873 в Одессе. В Одесской рисовальной школе он начал учиться рисовать у Костанди. Свое образование Браз продолжил в Мюнхене (1890-94), в частной школе Холлоши, венгерского художника. Путешествуя по Голландии, Франции, . читать
Венецианов Алексей Гаврилович Венецианов А.Г. родился в 1780 в столице, в купеческой семье. Его отец, Венецианов Гаврила Юрьевич, в церковных книгах значился греком, московским купцом. На рубеже семнадцатого – восемнадцатого столетий семья Венециановых переехала в Болгарию, затем в Нежин, оттуда – в столицу. Гаврила Юрьевич торговал ягодными кустами, ягодами для варенья, тюльпанными луковицами, видел Алексея... читать
Врубель Михаил Александрович Врубель М.А. родился в 1856 в Омске. С детства он испытал множество новых впечатлений при переезде в Астрахань, потом в Петербург, Саратов, Одессу, снова в Петербург. Врубель рано начал рисовать. Уже в 8-летнем возрасте он посещал рисовальные классы ОПХ. Врубель в Саратове обучался рисованию с натуры, в Одессе посещал рисовальную школу. Михаил Александрович имел прекрасную зрительную... читать
Натюрморт Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка... читать
Пейзаж Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и... читать
Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/hudozhniki_pokroviteli_i_k.html on line 108
Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/hudozhniki_pokroviteli_i_k.html on line 108