главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Идеи и образы сентиментализма. Владимир Лукич Боровиковский

    Портретное искусство XVIII века завершает В. Л. Боровиковский (1757-1825). Он был значительно моложе Рокотова и Левицкого и принадлежал уже к следующему поколению художников. Также выходец с Украины, он появился в Петербурге в конце 1780-х годов. Есть сведения, что он учился у Левицкого и австрийского портретиста Д. Б. Лампи, работавшего в Петербурге в 1790-х годах. В 1795 году Боровиковский получил звание академика. Лучшие его произведения были созданы в 1790-1800-х годах. Таким образом, его творчество является связующим звеном между искусством XVIII и XIX столетий. Художник работал во время распространения сентиментализма, и многие черты сентиментализма дают о себе знать в его творчестве.
    Сентиментализм был сложным явлением литературы и искусства. Его развитию в России способствовали элегические настроения дворянства, потрясенного бурей пугачевского восстания 1773-1775 годов в России и событиями Французской революции 1789 года. Образованная часть дворянства начала ощущать кризис крепостнической системы. Виднейший представитель сентиментализма Н. М. Карамзин писал: «Начинается новая эпоха, я вижу это, а Руссо это предвидел». Время расцвета дворянского общества оставалось позади. В связи с этим в литературе последней четверти XVIII века все чаще начинают звучать призывы к уходу от общественной жизни, чреватой потрясениями и неразрешимыми конфликтами, и частную жизнь, в сельское уединение, в мир личных привязанностей. Подобные умонастроения содействовали развитию сентиментализма. Но во внимании сентименталистов к человеку, в уважении к его внутреннему миру, наконец, в утверждении подлинной ценности личности заключались положительные стороны этого течения.
    Идеи и образы сентиментализма проникают и в изобразительное искусство. Однако нельзя полностью отождествлять сентиментализм в литературе и искусстве. В частности, если в литературе сентиментализма место яркой всесторонней характеристики образов заняла передача почти неуловимых эмоций и сложных душевных движений, то в живописи на первом плане было конкретно чувственное изображение явлений действительности во всей их индивидуальной неповторимости.
    
    В соответствии с вниманием сентименталистов к природе, к семейным привязанностям, к переживаниям «прекрасной души» Боровиковский предпочитает изображать свои модели на фоне пейзажа, под сенью дубрав, в семейном кругу или за музицированием. В 1790-х годах художник вырабатывает определенный тип изображения, который варьирует в своих портретах. Это обычно поясное изображение погруженной в задумчивость молодой женщины, опирающейся локтем на какую-либо подставку, что придает ее телу томный изгиб. Фоном служит пейзаж. Лучший портрет этого типа — «Портрет М. И. Лопухиной» (1797). Его очарование заключено в ритмичности линий, мягкой плавности контуров фигуры, которым вторит склонившаяся расцветшая роза, в красоте нежнейших переходов серо-голубых, розовато-лиловых и светло-зеленых тонов. Прекрасная мечтательница погружена в задумчивость под сводом деревьев, на фоне видных в левой части картины золотистой ржи и голубых васильков.
    
    За музицированием изображены сестры А. Г. и В. Г. Гагарины (1802). Младшая из них играет на гитаре, старшая держит в руке нотный листок. Обе фигуры отличаются удивительной пластичностью почти скульптурностью в своих платьях, подражающих по моде того времени древнегреческим одеждам. Драпировки облегают формы красивыми складками, более крупными и широко спадающими у старшей сестры и мелкими — у младшей. Многочисленные ритмические соответствия (например, верхний край потного листа в правой части картины и линия плеча играющей на гитаре сестры — в левой) образуют подобие музыкального аккорда.
    Боровиковский был непревзойденным мастером портретов, изображающих людей в тихом семейном кругу, на лоне природы, в объятиях детей или друзей. Однако он владел и композицией парадных изображений. В «Портрете А. Б. Куракина» (около 1801), прозванного современниками за богатство и любовь к пышности «бриллиантовым князем», художник дал блестящий образец виртуозного владения всеми средствами парадного изображения, создав великолепное красочное зрелище, венчающее собой длительное развитие парадного портрета в XVIII столетии.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
25-5=


Другие статьи из раздела:

Русские мастера скульптуры XVIII века
Во второй половине XVIII в. резко возрастает значение скульптуры. Она даже считалась в то время главным среди изобразительных искусств. «И сам человек не есть ли движущаяся пластика?» — риторически вопрошал один из скульпторов. ...
Читать

Развитие портретного жанра в русской живописи. А. П. Антропов
В русской живописи середины XVIII столетия ведущим жанром продолжает оставаться портрет. В развитии портрета этого времени намечаются две линии. Первая — это парадный портрет, портрет-ода, прославляющий государей и вельмож.
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/idei_i_obrazi_sentim.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/idei_i_obrazi_sentim.html on line 117