главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Идейно-эстетические принципы в русском искусстве на рубеже XIX —XX веков

    Идеологическое противостояние в искусстве особенно обострилось в конце XIX — начале XX вв. Оно требовала от искусства того, что могло развлекать людей, что ласкало бы взор, но не затрагивало чувства.
    Именно тогда на художественном горизонте России появились различные формалистические течения, представители которых проповедовали гак называемое надклассовое искусство и считали себя освободителями отстаивали определенную общественную идею.
    «Наиболее талантливые служители искусства в России поднимаются до уровня современного умственного движения и современных общественных интересов. Русские художники... обнаруживают ясно стремление активно участвовать в том движении мысли, которое находит себе выражение в части русской литературы и публицистики... Впечатления художественных произведений, воспринимаемые тысячами зрителей, не могут проходить бесследно, и задача художника-живописца только тогда может считаться удовлетворительною, когда его произведение отвечает известной общественной идее, известному общественному настроению». Искусство передвижников содействовало развитию России, соответствовало выражению настроений прогрессивной части общества.
    
    Многие передвижники (И. Е. Репин, К. А. Савицкий, В. Д. Поленов, Н. Н. Ге, Н. А. Ярошенко и другие), находясь в оппозиции к царизму, поддерживали отношения с представителями прогрессивной общественной мысли в России и политическими эмигрантами.
    Например, Н. А. Ярошенко был хорошо знаком с известным революционером Г. А. Лопатиным, который не только переписывался с художником, но и посещал его, приезжая нелегально в Россию. Н. А. Ярошенко состоял в близких отношениях также с народническими писателями Н. К. Михайловским, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным и другими. С участником народнического движения на Украине Оголевцем и участником процесса 193-х Волкенштейном был хорошо знаком Г. Г. Мясоедов.
    На литературно-художественных вечерах в доме передвижника А. П. Боголюбова в Париже в 70-х годах Репин, Поленов, Савицкий и другие познакомились с Лопатиным, Вырубовым, Курочкиным, Успенским.
    С А. И. Герценом не только переписывался, но и встречался лично Н. Н. Ге, создавший портрет писателя. Можно предположить, что с ним были знакомы и другие художники Товарищества передвижников, жившие в Париже, поскольку имеются свидетельства, что от имени колонии русских художников в Париже ему была подарена картина А. П. Боголюбова «Апофеоз «Полярной звезды» и «Колокола».
    
    Передвижники стояли на общедемократических позициях борьбы прогрессивной общественности против самодержавия. Их творчество высоко оценивала прогрессивная общественность России, в частности представители разночинского этапа освободительного движения. Например, пребывание в Шлиссельбургской крепости напоминало В. Фигнер, когда она смотрела в окно, картину Н. А. Ярошенко «Всюду жизнь». Кстати, в 1905 г. в связи с арестом А. М. Горького композиция этого произведения была использована для создания рисунка, где неизвестный автор изобразил писателя, глядящего сквозь решетки вагонного окна на штыки, нарисованные на перроне вместо голубей.
    Огромное впечатление у В. Фигнер осталось также от картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», гравюру которой ей привезли друзья в Архангельскую ссылку.
    Между прочим, эта картина произвела сильное впечатление и на М. И. Калинина, поскольку была «будто насыщена атмосферой протеста. Потому в те дни «Боярыня Морозова» и другие прогрессивные произведения были созвучны настроениям народа, в котором зарождалась идея революционного преобразования жизни».
    Удачно подобранный сюжет из русской истории натолкнул современников на раздумья о действительности. Чтобы обойти цензурные рогатки и получить возможность откликнуться на волнующие события действительности, передвижники часто обращались к исторической тематике.
    Об этом свидетельствуют, например, картины И. Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван» (1884 г.), В. И. Сурикова «Степан Разин» (1906 г.) и др. Не случайно Н. А. Морозов в одном из писем из Шлиссельбургской крепости говорил, что современное искусство даже в разработке исторических и религиозных сюжетов стало более правдивым и реальным и, таким образом, более близким и родным для народа.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Русский импрессионизм. Кириак Константинович Костанди
Важную роль сыграл Репин в судьбе известного украинского художника К. К. Костанди, который учился у Чистякова. Однажды в мастерской молодого художника И. Е. Репин увидел картину «У больного товарища» и предложил экспонировать ее...
Читать

Изображение бытовых сцен в картинах Николая Кузнецова
Н. Д. Кузнецов часто посещал мастерскую И. Е. Репина, который в 1884 г. написал портрет украинского художника, позировавшего также для нескольких его картин. Наблюдая за работой выдающегося мастера, Н. Д. Кузнецов многому у него...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

Русское искусство начала XVIII века

Жемчужины русского дворцово-паркового строительства XVIII в.
На берегах Невы одно против другого были сооружены увенчанные башнями здания Кунсткамеры (архитекторы Г. Маттарновн, Г. Кьявери и М. Г. Земцов) и Адмиралтейства, первоначально деревянного, затем многократно перестраивавшегося. ...
Читать


Новое в русской архитектуре XVIII в.
В старой столице — Москве — в начале XVIII века строили количественно гораздо меньше, чем в Петербурге, но зато здесь было создано несколько сооружений замечательной красоты. Их архитектура явственнее, чем петербургская, связана...
Читать
Карло Бартоломео Растрелли
Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
Читать

 


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ideinoestetitheskie_print.html on line 135

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ideinoestetitheskie_print.html on line 135