главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Икона «Параскева Пятница»

    Рассмотрим схематическое изображение восседающего под сенью старца заимствованно с византийской миниатюры XI в. Из этого изображения, нижние концы столбов, поддерживающих сень, сдвинуты назад, чтобы передние столбы не помешали показать жестикулирующего старца подобающим образом. Если здесь колонны сдвинуты, чтобы не заслонять старца (это обычная цель подобных смещений), то иногда (правда, редко) их сдвигают так, чтобы усилить «эффект заслонения». Например, на клейме иконы «Параскева Пятница» и передние и задние колонны, поддерживающие потолок, имеют базы на переднем плане, в результате чего Параскева зрительно отгорожена от смотрящего на икону колоннами, одна из которых даже частично заслонила святую. Этот необычный способ изображения в данном конкретном случае легко объясним, если учесть, что в указанном клейме приведена темница с заточенной в ней Параскевой.
    Таким образом, в обоих рассматриваемых примерах нарушение геометрической непротиворечивости усиливает художественный эффект. Одновременно эти два примера говорят о том, что средневековый художник, вводя в свое изображение геометрически противоречивые элементы, прекрасно понимал, зачем это в каждом отдельном случае было нужно.
    Во всех рассматриваемых выше случаях геометрическая суть произведенных смещений одна и та же — при этих смещениях вертикальные оси колонн или столбов не изменили положения на плоскости картины, т. е. смещения произведены вдоль луча зрения (а если небольшие боковые смещения и можно подметить, то они не носят нарочитого характера). Таким образом, здесь имеет место сознательное использование многозначности истолкования положения некоторой  линии в реальном пространстве при заданном положении ее на плоскости картины.
    Однако, древнерусский художник, вынужденный объективными свойствами перцептивной перспективы к частичному искажению видимой картины, расширил это свое «право» и стал изменять форму предметов на рисунке, если это казалось ему художественно оправданным. Нечто аналогичное можно наблюдать и в рассматриваемом в настоящей главе приеме, который как бы игнорирует геометрическую логику, хотя отчетливо выявленная цель этого и других нарушений, не мешающих восприятию целого, свидетельствует о разумности основных правил. Если художник видел, что нарушение геометрической непротиворечивости изображения при сохранении положения вертикальных осей колонн на картине может привести к положительному художественному эффекту, то он не боялся смещать и сами оси в горизонтальном направлении. При таких смещениях на плоскости картины результирующий эффект фактически сводился к искажению внешних форм предметов в реальном пространстве. Нарушение геометрической непротиворечивости воссоздаваемого по картине внешнего пространства в этом случае приводит к появлению «невозможных» конструкций, каждый отдельный элемент которых разумен, а все в целом конструктивно бессмысленно.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
65-1=




Интересные статьи

Композиционные требования
Рассмотренные в первых трех разделах настоящей главы особенности передачи зрительного образа на плоскости картины показали, что художник, пользующийся перцептивной перспективой ближнего переднего плана и стремящийся изобразить мир таким, каким он его видит, оказывался бессильным перед неумолимыми законами геометрии и психологии зрительного восприятия. Особенно наглядным становится это, если вспомнить подробно рассмотренные задачи изображения табурета, евангелий, интерьера и др. Даже принятие нескольких точек зрения не сняло полностью трудностей. Художник, передающий на картине свое...
читать

Геометрические свойства изображения
Попытаемся рассмотреть проблему появления в средневековом искусстве изображений, характеризующихся обратной перспективой, опираясь на материалы, изложенные в предыдущих главах.Прежде всего, напомним еще раз, что будут характеризоваться чисто геометрические свойства изображения. Прямой перспективой будем называть такой способ изображения протяженных предметов, при котором по мере удаления от зрителя их характерные линейные размеры прогрессивно уменьшаются; обратной перспективой — противоположный способ изображения, при котором характерные линейные размеры с увеличением расстояния...
читать


Известные художники
Богаевский Константин Федорович
1872 – год рождения Богаевского К.Ф. С семи лет он начал рисовать. Его первым художественным впечатлением была случайно оказавшаяся у родителей олеография «Извержение Везувия». Юный художник брал в Феодосии уроки у Айвазовского, знаменитого мариниста. Учеником мэтра назвать его трудно, поскольку ...
читать

Боголюбов Алексей Петрович
1824 – рождение Боголюбова А. П. – замечательного пейзажиста, не менее замечательного человека. Всю жизнь Боголюбов совершенствовал свое мастерство, вдумчиво, целеустремленно работал. Он оставил после себя интересное художественное наследие. Алексей Петрович большое состояние, много сил отдал ...
читать
Боклевский Петр Михайлович
Боклевский П.М. родился в семье военного в 1816, в с.Елшино Рязанской губернии. Художественного систематического образования он не получил. В 1840 он окончил юридический факультет при Московском университете. После этого служил в Рязани губернским секретарем.
читать
Борисов-Мусатов Виктор ЭльпидифоровичБорисов-Мусатов В.Э. родился в Саратове в 1870. Когда ему исполнилось 3 года, он сделался вследствие несчастного случая горбатым. У мальчика появились рано способности к рисованию. В 1881 он поступил в реальное саратовское училище. Однако большую часть времени Виктор Эльпидифорович посвящал занятиям живописью. Первым педагогом Борисова-Мусатова ...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ikona_paraskeva_pyatnitca.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ikona_paraskeva_pyatnitca.html on line 116