Инфанты, карлики и короли. Диего Веласкес (1599-1660)
Инфанты, карлики и короли. Диего Веласкес (1599-1660)
Инфанты, карлики и короли. Диего Веласкес (1599-1660)
Великий испанский живописец. Учился живописи в Севилье, позднее переехал в Мадрид, дважды посетил Италию.
Сильное влияние на творческую манеру Веласкеса оказали Караваджо и Рубенс. В начале творческой деятельности Веласкесу были близки образы простонародья, приземленные, даже нарочито грубоватые. Жанр севильского периода художника определяют как «бодегона» — от испанского слова, в переводе означающего «харчевня». Такова картина «Завтрак» (1617), запечатлевшая небогатых испанцев за бедно накрытым столом. Веласкес тщательно воспроизводил материальную сторону предметов, привнося естественность и убедительную простоту даже в мифологические сюжеты («Водонос», «Пьяницы», «Кузница Вулкана»).
В 1623 году Веласкеса в качестве придворного живописца приняли на службу к молодому королю Филиппу IV.
Веласкес был выдающимся мастером портрета — как одиночного, так и группового. В парадных портретах он придавал вельможным лицам торжественную значительность. В знаменитой серии «Шуты и карлики» изображения уродливых созданий исполнены страдания, глубокой затаенной мысли. Персонажи словно догадываются о чем-то, что недоступно благополучным людям.
Трагичен портрет придворного карлика Диего Уседа. Проницательный разум был заключен в исковерканное тело. Взгляд его темных глаз остр и печален. Диего окружен книгами, которые указывают на его образованность и род занятий — карлик был секретарем и хранителем королевской печати.
Во время пребывания в Италии художник написал портрет Папы Иннокентия X. Это произведение является непревзойденным образцом портретной характеристики и живописного совершенства. В лице Иннокентия прочитывается недоверчивость, редкий ум и способность к интригам. Сам Папа, чей жесткий и противоречивый образ с огромным психологизмом сумел передать художник, назвал свой портрет «слишком правдивым».
На протяжении нескольких лет Веласкес писал инфанту Маргариту, создав целую галерею ее портретов. Одно из самых значительных исторических полотен в истории живописи принадлежит кисти Веласкеса. «Сдача Бреды» — многофигурная композиция, основанная на реальном событии.
Непревзойденного мастерства в изображении обнаженной натуры достиг мастер в картине «Венера перед зеркалом».
Вершиной творчества Веласкеса являются две его поздние монументальные работы — «Пряхи» и «Менины».
«Сдача Бреды» (1634). Картина находится в мадридском музее Прадо. Второе ее название — «Лас Лансес» («Копья»). На полотне запечатлен последний эпизод испано-голландской войны. 25 июля 1625 года испанцы под предводительством Амбросио Спинолы взяли голландскую крепость Бреда. И вот теперь голландцы передают ключи от крепости испанцам. Над испанцами (в правой стороне картины) взметнулись торжествующе-прямые копья — символ победы. Даже в поражении голландцы не утратили достоинства, а победившие испанцы полны учтивости. Веласкес выступает против традиции изображать побежденных жалкими и униженными, а победителей — безжалостными в своем превосходстве. Комендант крепости, вручая ключи испанскому адмиралу, пытается преклонить перед ним колени, но великодушный победитель снисходительным жестом удерживает его. Пейзаж на заднем плане дышит влажной свежестью раннего утра, что смягчает общую напряженность сюжета.
«Венера перед Зеркалом» (1650). Натурщица с необычайно изящной, грациозной фигурой полулежит на кушетке с валиком. Эта поза придает ее телу тот упругий ритм, следить за которым доставляет непере-доваемое эстетическое наслаждение. Маленький Амур держит перед лежащей женщиной зеркало, в котором туманно отражается ее лицо. Нежная кожа Венеры составляет впечатляющий контраст с серебристо-серыми тонами шелкового покрывала и карминно-красным занавесом. То, что волнует и будоражит фантазию, заставляет пытаться домыслить черты прекрасной Венеры, делает загадочное творение Веласкеса особенно притягательным. «Менины» (1656). Менины — это знатные девушки, фрейлины королевы и инфанты. На переднем плане — юная инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов. Инфанту Маргариту Веласкес изображал на протяжении ее взросления. «Портрет инфанты Маргариты-Тере-зии в розовом платье» (1654) представляет нам совсем маленькую девочку с наивно-важным выражением пухлого личика. В крошечной ручке она держит веер — совсем как взрослая дама. На темно-синем фоне драпировок ее трогательная фигурка переливается всеми тонами розового жемчуга. «Портрет инфанты Маргариты» (1654) представляет уже подросшую принцессу, в чертах которой проявляется некоторая надменность. Она заключена в свое парадное тяжелое платье, словно в драгоценную клетку, и с честью несет обязанность представлять собой испанский двор. Невозможно не восхититься мастерством передачи роскошной драпировки, переливами драгоценных тканей пышных юбок, нежных кружев, золотистых волос инфанты. В картине торжествуют все оттенки алого цвета, который воспринимается как символ королевской крови.
В «Менинах» маленькая инфанта с выражением лукавого торжества принимает заискивания придворных дам. Став на колени, одна из фрейлин подает девочке бокал с водой. Девушки одеты в платья светлых тонов: нежно-розовое на инфанте, серебристо-серое и зеленоватое — на фрейлинах. Эти наряды контрастируют со строгими тонами одеяний вельмож и дуэний. Веласкес (он в это время уже удостоен звания гофмаршала двора), стоя перед большим полотном, пишет портрет Филиппа IV и его второй жены Марианны. Их отражение видно в зеркале в глубине залы. Мастер умело совмещает несколько источников света: слабые лучи из полузанавешенных окон, более яркое освеще ние — из распахнутой двери. Серо-жемчужный колорит создается свобод ными мазками — от самых светлых до более насыщенных тонов.
«Пряхи» («Миф об Арахне») (1657). В самой композиции этого масштабного полотна содержится некая загадка: на первом плане — полутемная мастерская, где выделяются две фигуры женщин из народа: справа — молодая, полная сил женщина; слева — пожилая, уверенная в себе мастерица. На заднем плане — ярко освещенная комната, где происходит неравный поединок между пряхой Арахной и Афиной Палладой. Как известно из мифологии, в наказание за то, что Арахна выткала на своем ковре сцену одного из любовных похождений Зевса — похищение Европы, Афина превратила Арахну в паука. Реалистическое изображение работниц на переднем плане, занимающих господствующее положение в картине, в значительной мере и служило причиной того, что в знаменитом полотне видели лишь достоверное изображение будничной жизни.
В Москве стартует "Фотобиеннале-2010"
Яркая весна наступает в Москве. Более 100 выставок известнейших banksy.jpgграфов современности, а также работы молодых авторов разместятся почти в каждой крупной галерее и выставочном зале российской столицы. Всех их объединит восьмой Международный месяц графии "Фотобиеннале-2010". читать
Легендарный художник-граффитист Бэнкси, скрывающий свое лицо, снялся в кино
Британский художник Бэнкси (Banksy) - его граффити известны во всем мире, но лица не видел практически никто - появится на широких экранах в документальном фильме "Выход через сувенирный магазин" (Exit through the gift shop) о себе и об искусстве граффитистов. читать
Натюрморт Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка... читать
Пейзаж Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и... читать