главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Искажение видимой картины

    Частое употребление понятия «искажение видимой картины» требует уточнения. Как уже неоднократно говорилось, здесь и выше термин «искажение» означает лишь отклонение от зрительного восприятия, но вовсе не то, что изображение «сделано плохо». Напротив того — как правило, разного рода «искажения» усиливают художественный эффект. Далее, в настоящей книге термин «искажения» понимается суженно, в него не включены такие особенности древнерусской живописи, как вытянутые пропорции человеческих тел у Дионисия, изображение гор в виде «лещадок» и т. п., а лишь обсуждавшиеся выше особенности передачи геометрии внешнего пространства художником. Доля такого рода искажений сравнительно невелика. Поскольку искажения видимой картины при изображении близких областей пространства практически неизбежны (независимо от применяемой системы перспективы), то скорее следует удивляться тому, как средневековый художник тактично и целесообразно распоряжается распределением этих искажений на плоскости картины.
    Здесь достаточно напомнить иконы кисти Рублева: он постоянно пользуется лишь аксонометрией или слабо выраженной обратной перспективой (т. е. стремится не отклоняться от закономерностей, характерных для зрительного восприятия), а неизбежные в системе перцептивной перспективы искажения смещает на менее важные элементы или маскирует. Выше уже говорилось, что «слившиеся» изображения крыльев ангелов маскируют в его «Троице» переход от одного плана к другому, замаскированы на этой иконе и края престола (стр. 125). В его «Апостоле Павле» из Васильевского чина серия параллельных прямых в изображении Евангелия (обрез книги, застежки), которые верно передают видимую величину углов, пришла бы в противоречие с изображением границы двух обрезов, поэтому последняя прикрыта левой рукой апостола. Иначе решена аналогичная задача в «Апостоле Павле» из иконостаса Троицкого собора: здесь указанная выше граница не прикрыта, и поэтому художник предпочитает для верхнего обреза аксонометрию, считая передачу видимой величины углов менее важной, чем передачу параллельности элементов изображения.
    Сказанное иллюстрирует стремление древнерусского художника, вынужденного в силу непреодолимых законов математики и психологии зрительного восприятия вводить в свое произведение искажения, маскировать их или давать проявляться им в менее важных, с его точки зрения, элементах изображения.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=




Интересные статьи

Икона «Чудо Федора Тирона»
Ярким примером плодотворности синтетического метода является, например, икона «Чудо Федора Тирона», на которой одновременно использованы три чертежных приема: в условном, повернутом на прямой угол, положении показана верхняя часть колодца, в который опустился Федор, в нижней части иконы путем разреза показаны его приключения под землей, а в левом верхнем углу изображено мистическое небо с благословляющей рукой божества (т. е. применен метод сечения четырехмерного пространства). Можно смело сказать, что на чертежных приемах держится вся композиция этой иконы, где требовалось одновременно...
читать

Метод одновременного показа
Иногда художнику казалось более естественным давать переднюю кромку стола не прямой линией, а несколько скругляя ее, как бы вводя слабый ракурс и в боковой вид. Это сделано в некоторых фресках Дионисия, например на фреске «Пир у Симона Прокаженного».Метод одновременного показа «вида сбоку» и «вида сверху» распространялся не только на столы и подножия. На новгородской иконе «Рождество Богородицы» (ГТГ) точно так же изображена купель, которую служанки готовят для омовения новорожденного младенца; аналогичное по своей сути изображение купели имеется на фреске «Исцеление слепого» церкви...
читать


Известные художники
Васнецов Аполлинарий Михайлович
(1856-1933) Васнецов А.М. родился в 1856. Известный менее, чем его брат Виктор Васнецов, Апполинарий обладал самобытным дарованием. У него не было систематического художественного образования. Школой Васнецова .................
читать
Боголюбов Алексей Петрович
1824 – рождение Боголюбова А. П. – замечательного пейзажиста, не менее замечательного человека. Всю жизнь Боголюбов совершенствовал свое мастерство, вдумчиво, целеустремленно работал. Он оставил после ..................
читать
Варнек Александр Григорьевич
Варнек А.Г. родился в 1782. Он обучался в Академии (1795-1803), в портретном классе Щукина. Тут же он работал, окончив учебу, сначала помогал профессорам, потом преподавал самостоятельно. В 1810 Варнек получил звание .............

читать
Брюллов Карл Павлович
Брюллов К.П. родился в 1799. Это выдающийся исторический русский живописец, пейзажист, портретист, автор монументальных росписей, Член римской Академии Святого Луки, Пармской, Миланской академий, профессор Флорентийской, ............
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/iskazhenie_vidimoi_kartini.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/iskazhenie_vidimoi_kartini.html on line 116