главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

История натюрморта в изобразительном искусстве

    Натюрморты И. И. Машкова менее детальны, но не менее выразительны, и, конечно, они вполне законченны. Законченны и натюрморты Ю. И. Пименова. Они тонко написаны и всегда интересны по выдумке, по сюжету (а ведь остроумие рассказчика ценится и в литературе, и в живописи).
    Цветы интересны и как материалы для композиций, источник орнаментальных решений. Но главное — окраска цветов. Необыкновенное разнообразие оттенков, от самых насыщенных до еле уловимых, составляет колорит исключительный, не повторимый ни в каких других постановках. Одна ветка барбариса или клена дает бесчисленные переходы от розового до фиолетового и от лимонного до кадмия красного.
    Самым слабым местом этюда обычно оказывается зеленый цвет. Студент внимательно пишет цветы, а листья ему кажутся чем-то неважным, малоинтересным. Поэтому теплота или холод зеленого, его тональность относительно самих цветов остаются нерешенными, и зеленый фигурирует просто как элементарная.
    Натюрморт из живых цветов ставит особенно остро проблему относительного характера живописи. Цветы поражают яркостью и силой колорита. Так и хочется повторить его на бумаге. Но это совершенно невозможно и приводит к тому, что возникают анилиновые этюды, грубые и не похожие на натуру.
    Интересно посмотреть, как писали цветы голландцы, например, Виллем ван Альст «Розы и персики». Там совсем нет ярких красок. Розы и тюльпаны написаны почти коричневым, и тем не менее цветы сохраняют всю их прелесть. Конечно, тогда и не было многих ярких красок, которыми мы располагаем сейчас.
    
    Художники декоративного искусства — монументалисты, оформители, керамисты, металлисты, текстильщики — обычно имеют дело с ограниченным количеством цветов. Важно, чтобы эти пять-шесть цветов художник научился выбирать из окружающей природы, из постановок и умел бы свободно оперировать ими, глядя на натуру, передавая натуру, творчески воссоздавая видимое. И плакатист, и иллюстратор-литограф, и мозаичист, и трикотажник работают колерами.
    Число колеров может быть пять, восемь, даже десять, в зависимости от сложности постановки и от умения автора. Обязательно, чтобы колера все вместе передавали цветовую гамму натюрморта, и совсем не обязательно, чтобы колера были одинаковыми у всех, кто пишет одну и ту же натуру.
    Весь набор колеров следует составить до того, как начинать ими писать. Надо сделать пробы колеров и дать им высохнуть. Тогда можно будет судить о том, насколько они правдиво и гармонично подобраны, достаточно ли их, нет ли лишних; сколько теплых и сколько холодных; сколько темных и сколько светлых; соответствует ли контрастность колеров контрастности постановки.
    Подобное решение натюрмортов давно известно в истории искусств. Примером могут послужить произведения А. Матисса, П. Гогена, И. Павлова, В. Фалилеева.
    Академическое построение картины требовало не ставить основную вертикаль посередине. Эта вертикаль повторяется справа и слева, образуя как бы кулисы прямоугольниками книг. Композиционная схема ясна и точно рассчитана.
    Такую схему трудно обнаружить в великолепном по колориту натюрморте И. И. Машкова «Хлебы» (1924). Почти квадрат картины заполнен большими объемными вещами, одинаково цветными и выпуклыми. Разбросанные без явной архитектоники цветные пятна прекрасно выражают идею изобилия, которому, вероятно, посвящен этот натюрморт.
    Принципы компоновки здесь разные, потому что различны мысли и чувства, лежащие в основе этих произведений. Незыблемых формальных законов композиции в изобразительном искусстве нет. «Сирень» (1933) П. П. Кончаловского построена точно по центру.
    В классических натюрмортах, подобных полотнам Шардена, предполагались отдаленность, общая погруженность в атмосферу комнаты, передача пространства между зрителем и изображенными предметами. Работы П. П. Кончаловского снимали проблему пространственности натюрморта.
    II. II. Кончаловский в своих декоративных натюрмортах стремился к предельной выразительности цвета, не обращая внимания на то смягчение, которое обязательно возникает при отдалении предмета. Слой воздуха перед предметами в его натюрмортах отсутствует, зато усиливаются вещественность, материальность и эмоциональность цвета.
    Натюрморты П. П. Кончаловского целенаправленны. В них хорошо видно, что автор хочет сказать. Это чрезвычайно важное свойство. Ничего не говорить в искусстве нельзя. Все сказать невозможно. Отбор, обобщение и акцентировка служат для выражения основной мысли художника. Художник не рассказывает, а доказывает зрителю, что изображаемое им явление замечательно. Доказательствами служат образное построение, цвет, тон, их отношения и контрасты.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
100/2=


Другие статьи из раздела:

Реалистичный портрет в западноевропейском искусстве
Каким образом писать одежду так, чтобы была ясна форма тела, видно на многих работах всех великих художников. В «Портрете Томаса Уортона» (1639) работы А. Ван Дейка очень точно поставлена фигура. Упорная нога даже слегка прогибается внутрь, что показано и ее контуром и складками материи. Местоположение таза легко...
читать

Силуэтная композиция
Ясным силуэтом смотрится фигура М. Н. Ермоловой на портрете В. А. Серова, хотя голова написана контрастно. Обобщение здесь сильнее, чем на портрете Нестерова. Фигура закрыта почти одним тоном и цветом с чрезвычайно энергичными очертаниями. Вот где можно увидеть, что силуэт должен иметь более резкое движение, чем...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Акварельная живопись
1.  В длительной работе акварельными красками не следует сразу перегружать бумагу краской, брать во всю силу темные места и загрязнять их. Лучшим способом ведения этюда акварелью для начальных упражнений можно считать постепенное продвижение от более светлых слоев до полного их звучания: все предметы покрывают...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/istoriya_natyurmorta_v_izobra.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/istoriya_natyurmorta_v_izobra.html on line 116