главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Итальянская живопись эпохи дученто

    В трактовке эпохи дученто специалисты, сами того не замечая, продолжают ломать копья по вопросу приоритета Сиены, Пизы или Флоренции. Известно, что всякий новоиспеченный миллиардер не успокоится, пока его частное собрание не пополнится мадонной Берлингьери или иконой Рублева, распятием из Сполето или каталонским алтарным образом. И чем сильнее новое приобретение будет смахивать на прогнившую доску со ржавыми болтами из обшивки видавшей виды баржи, тем больший вес оно обретает как истинный раритет, доступный пониманию узкого круга посвященных. Никого уже не удивляют подобные капризы моды, распространению которой во многом способствовала деятельность некоторых исследователей, пользующихся успехом. И когда кто-либо из них заявляет, что произведения живописи итальянского дученто являют собой «наиболее интересную и самую чистую форму религиозного искусства», то уровень постановки исследовательской работы становится сам по себе очевиден.
    Существует, однако, другая и, если хотите, более аргументированная форма возникновения общей путаницы в искусствоведении. Ныне в своих разглагольствованиях об искусстве салонные эстеты тщатся установить узы родства между мастерами эпохи дученто и крайними проявлениями упадка, переживаемого живописью в последнее тридцатилетие. Иногда ставят в один ряд Энрико ди Тедичи и Матисса, Коппо ди Марковальдо и Руо, каталонские алтарные образы и работы Пикассо. Причина столь курьезных сопоставлений кроется, по-видимому, в туманной расплывчатости живописного языка, характерной для обеих эпох, а также в неизменном обращении к условной символике, в одинаковой неспособности возвыситься до понимания выразительной сути формы, в общей скудости живописных образов.
    Спору нет, великолепны по тонкости исполнения некоторые фрагменты пизанского «Распятия»; фигуры «страждущих» на боковых сценах давно уже будоражат воображение так называемых знатоков. Но, когда видишь, как цвет «расплывается» меж чеканных линий, словно распиливающих золотой фон, невольно вспоминаешь другие работы, где столь же блистательная техника была применена для более подходящих стилистических решений.
    Не может не восхищать, к примеру, известный сиенский алтарный образ с изображением Иоанна Крестителя, где тончайшие цветные мазки, словно кусочки смальты в мозаике, заполняют проемы между витыми колонками архитектурных кулис. Но, как бы ни было велико наше восхищение техникой исполнения, невозможно отделаться от мысли, что в руках подлинного поэта имитация техники смальты используется для создания куда более совершенных творений. Можно было бы вспомнить «Мадонну» из Орвьето работы Коппо ди Марковальдо, где четко выписанные складки одеяния так живо напоминают поразительную технику финифти восточных умельцев.
        Мы уже упоминали об опасном размежевании между живописью и скульптурой в романскую эпоху, причем их расслоение имело фактически социально-классовую подоплеку. Неоднократно высказывалось бесспорное мнение о том, что если скульптура с грубоватой настойчивостью и решительностью набирала силу, опираясь на цеховые корпорации каменотесов, то живопись, наоборот, тяготела к аристократической обособленности, подчеркивая свое родство с литераторами и книгочеями. Но так было не везде.
    Например, во Франции, Германии и Испании (особенно в Каталонии) живопись активно проявляла свои «романские» черты. В Италии подобное проявление было затруднено повсеместно встречающимися остатками богатейшей античной культуры, в силу чего многие художники, естественно, считали себя хранителями ее традиций.
    Вот почему романскую живопись в ее чистом виде можно встретить только в Северной Италии (Новалезе, Чивате, Канту), и особенно в пограничных альпийских районах (от Натурно до Монтемария ди Бургузио, от Кастель Аппиано и Гриссиано до Ромено и Термено), где, однако, работу местных живописцев отличает грубоватая, я чуть было не сказал варварская, манера исполнения.
    Что же касается остальной части Апеннинского полуострова, то искусствоведы, как правило, с явной неохотой прибегают к термину «романский», когда речь заходит о произведениях живописи, в которых еще не проявилась самостоятельность художественного мышления, а заимствованные романские черты оказываются вскоре задавленными приемами и схематическими решениями явно восточного происхождения. В этом лишний раз убеждаешься, когда рассматриваешь, к примеру, превозносимые на все лады фресковые росписи в римской церкви Сан Клементе, которые оказываются на поверку весьма скромными по своим художественным достоинствам. Контраст между творческим поиском, характеризующим искусство Северной Италии, и застоем в живописи центральных и южных областей становится наиболее разительным и впечатляющим, когда, скажем, приступаешь к сравнительному анализу миниатюр, украшающих Священное писание из римской библиотеки Казанатенсе, и часослова Вармондо из Ивреи или же когда сопоставляешь фрески в Галлиано и Чивате с росписями в СантАнджели ин Формис и т. д.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Развитие болонской школы с первых десятилетий треченто
Предположив наличие принципиальной разницы в подходе к искусству Болоньи и Тосканы, более того, к искусству всей Паданской долины и Тосканы, следует отметить, что упоминавшийся выше низкий уровень средней художественной продукции, так сказать ее «стандарта», до некоторой степени находит себе оправдание.
читать

Многогранность экспрессивного гения. Якопо Тинторетто
В Венеции, пока Тициан преодолевал серьезнейшие противоречия итальянского изобразительного искусства, нашедшие отражение в его внутренней, неповторимой драматической эволюции, уже активно работал Тинторетто.
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ital_yanskaya_zhivopis_epohi_.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ital_yanskaya_zhivopis_epohi_.html on line 116