главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Итальянская живопись первой трети кватроченто

    Когда речь идет о флорентийском искусстве первой трети кватроченто, то обычно, опережая события, освещают его в духе революционных новшеств, внесенных Донателло и Мазаччо, и при этом забывают, что в те годы даже в самой Флоренции превалировало и высоко ценилось искусство мастеров так называемого «интернационального декаданса». Не говоря уж о процветающей мастерской раннего Гиберти периода работы над первыми вратами баптистерия, следует отметить, что в первой четверти века все важнейшие заказы на создание алтарных образов находились в руках позднеготических мастеров: от Лоренцо Монако с его монашеской суровостью и приглушенной палитрой в тонах зеленовато-желтоватых лишайников до «Мастера Бамбино Виспо», удостоившегося чести в 1422 году получить заказ от самого флорентийского собора, или Джентиле да Фабриано с его свитой подручных, в основном пришельцев из северных областей, который в 1423 — 1425 гг. написал две известные работы для церквей Санта Тринита и Сан Никколо за Арно. Я уж не говорю о «Мастере Распятия Григгса», который не знал отбоя от заказчиков на роспись праздничных деревенских сундуков, так называемых «кассоне».
    
    Что же касается вскользь упомянутой проблемы о связи Стефано с флорентийским искусством, то здесь было бы гораздо важнее отметить следующее. Когда «новые люди» произнесли первое слово, то есть когда начались работы по возведению купола Брунеллески и когда в творчестве Донателло произошел резкий поворот, а Мазаччо перешагнул порог церкви дель Кармине, — только тогда вся эта группа мастеров, воспитанных в духе увядающей славы раннего Гиберти, оставила поле деятельности и устремилась на Север, являвшийся оплотом «феодализма» и «рыцарских» традиций, ища поддержку и покровительство главным образом в Вероне.
    Мы видим, как Нанни ди Бартоло приступает к работе над надгробием Бренцони, договорившись о живописном оформлении усыпальницы с юным Пизанелло, или как несколько провинциальный, но наделенный тонким чутьем Микеле да Фиренце трудится бок о бок с тем же Пизанелло в капелле Пеллегрини при церкви Санта Анастазия. А ведь в эту пору еще здравствовал и был в силе Стефано, работавший (или уже создавший) над такими шедеврами, как «Мадонна в саду роз», «Мадонна семейства Кавалли» и «Поклонение волхвов» из Бреры; последнее произведение написано около 1435 года.
    Изображение сада, написанного в ракурсе на золотом фоне, словно скользит по плоскости, напоминая красочный восточный ковер, на котором застыли в неподвижных позах человеческие фигуры и павлины, а само изображение напоминает прелестный листок из гербария, красоту которому придает в наших глазах ритмическое чередование частых прожилок, которые словно в старинном нотном письме служат условными музыкальными значками. Удлиненная увитая зеленью беседка превратилась в вольеру, где так привольно резвиться ангелам, чьи сложенные за спиной крылья напоминают скрипичные смычки.
    Пожалуй, трудно вспомнить хотя бы одного художника из Гамбурга, Кёльна, Парижа или Бургундии, который в ту пору, а именно между 20-ми и 30-ми годами XV века, смог бы так умело настроить звучание своих инструментов, своего голоса и добиться столь нежной гармонии звуков, в которых почти угадываются моцартовские мелодии. Перед этим гармоничным мадригалом, созданным Стефано, в почтительном молчании стоят словно завороженные мастер Франке, Малуэль, Лохнер и другие позднеготические живописцы.
    Будучи, по всей видимости, лет на пятнадцать — двадцать моложе Стефано, полуверонец-полупизанец Пизанелло не отказывается от опыта его прекрасной, но уже несколько устаревшей стилистики. Оставив в стороне частые контакты с искусством Джентиле да Фабриано (особенно ощутимые в сценах «Жития святого Бенедикта»), мы можем видеть, что его ангел с развевающейся огненной копной волос на фреске «Благовещение» красноречиво свидетельствует о привязанностях живописца, хотя в фигуре девы Марии уже заметно проступают признаки неминуемого упадка.
    
    Пизанелло был последним придворным костюмером, поставщиком модных украшений, причесок, седел и сбруй. Изображая сады и охотничьи угодья с редчайшими разновидностями растений и животных, Пизанелло пользуется теми же приемами (весьма неподходящими) при изображении человеческих фигур в своих «штудиях». Он был великим художником, но терялся, когда имел дело с несвойственными ему техническими приемами; в первоначальных набросках он проявлял подлинную свободу духа, а затем, выводя пером бесконечные штрихи и линии.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Феррарская школа живописи
На протяжении всего треченто феррарская живопись не выдвинула не только ни одного великого, но и просто выдающегося художника, подобного тем, которые принесли славу другим, соседним городам Эмилии и Венето: Болонье с ее Витале, Модене с Томмазо даже Реджо с Якопино и Бартоломео, Падуе с Гварьенто и Семитеколо, Вероне...
читать

Венецианская живопись XVII века
Венеция в этот период не имеет ни своего Караваджо, ни Карраччи, ни Рени, ни Кортоны, ни Бернини, ни Борромини, ни Бачикьо, ни Прети, ни Луки Джордано; ее изобразительное искусство опускается намного ниже не только уровня великой живописной культуры Рима, но и процветающих местных школ Генуи и Неаполя. Именно тогда. ...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ital_yanskaya_zhivopis_pervoi.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ital_yanskaya_zhivopis_pervoi.html on line 116