главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Итальянский Проторенессанс

    Гротеск, к которому сознательно обратились поздний Джунта Пизано, «Мастер святого Франциска», Коппо ди Марковальдо и близкий ему по манере автор «Ада» во флорентийском баптистерии (хотя, быть может, это одно и то же лицо), свидетельствует о желании этих художников довести до крайней экспрессивности весь набор выразительных средств.
    Наряду с этими «невольниками византийской манеры» плодотворно трудилась целая группа художников, чей дух созидания отмечен большей глубиной и широтой понимания требований эпохи; они проявили способность к осмыслению творческих принципов, типичную для наиболее пытливых умов средневековья, и, не в пример нам, к менее категоричным оценкам былых времен и деяний предшествующих поколений.
    
    Крупнейшим итальянским живописцем первой половины XIII века был неизвестный мастер, расписавший фресками крипту кафедрального собора в Ананьи и столь высоко оцененный Тоэской.
    Но нам необходимо иметь в виду то, о чем до сих пор, по-моему, не было сказано с должной определенностью: великолепные росписи мастера из Ананьи, его мрачный животворный «импрессионизм» и пафос (только он до Чимабуэ вдохновился фигурой Франциска Ассизского) — все это предвосхищает появление великого пизанского «Мастера Мадонны в Сан-Мартино», высочайшего итальянского художника второй половины XIII века, работавшего одновременно с Чимабуэ, в прямую зависимость от которого его ошибочно ставят.
    Возможно, его формирование как художника произошло в Центральной Италии и что этот мастер сыграл в живописи ту же роль, какая обычно отводится Никколо Пизано в скульптуре.
    Его величественная Мадонна, помещенная в центре пизанского алтарного образа и восседающая на троне, словно сизоватая сова на жердочке в золоченой клетке, еще отмечена явной приверженностью к восточной стилистике с отдельными запоздалыми акцентами западных почерков, а ее огромные глаза кажутся заимствованными у византийских ликов с их прорезями глаз; положение спасает лишь полнокровность щек, переданная на истинно западный манер.
    От этих давних пережитков, сохраненных в силу иконографической традиции, не остается и следа в превосходных боковых сценах, где вся эта сотворенная рукой искусного миниатюриста Аркадия, созданная словно из серого цемента, оживает и согревается под порывами знойного сирокко, дующего из Лацио.
    Если этот шедевр, столь темный в попорченных местах, был создан, по всей вероятности, около 1260 года (трудно предположить, что прошло много времени с момента появления скупых по своей выразительности фресковых росписей в Ананьи), можно считать, что великий мастер вполне еще мог плодотворно трудиться в 80-е годы; а если так, то, не считая образа святой Анны из того же пизанского музея, последней работой, завершающей творческий путь мастера, можно назвать «Мадонну» из собрания Актон — этот бесспорный шедевр, фигурирующий, однако, на выставке как работа неизвестного художника флорентийской школы.
    Невозможно предположить, чтобы какой-либо иной художник, а не мастер, написавший образ святой Анны в сцене «Рождество богородицы», мог бы так блестяще выписать белесовато-гранатовый хитон Мадонны, словно проведя скребком по слою краски, отчего само изображение кажется почти рельефным. Прогиб бирюзовой мантии на коленях, акцентируемый длинной бахромой ее складок, спокойный овал лица с несколько приглушенными чертами и ангелы вокруг Мадонны с их патетической символикой, переходящей в скорбную патетику, — все это красноречиво свидетельствует о принадлежности картины кисти этого неповторимого по выразительности пизанского мастера, чей творческий путь представляется в определенном плане чуть ли не более цельным и последовательным, чем путь самого Чимабуэ.
    Признанная связь между этими двумя художниками могла бы привести и к обратной зависимости, тем более если учесть, что, подобно Джунте Пизано и другим мастерам его круга, Чимабуэ отдал дань увлечению доведенным до крайности гротеском, на чем, кстати, настаивал еще Тоэска при атрибуции «Распятия» из Ареццо. А для нас тем самым стали бы еще понятнее мучительные поиски и сомнения Чимабуэ, его нежная грусть и величие духа на различных этапах его творческой деятельности — от «Распятия» во флорентийской церкви Санта Кроче до пизанской «Мадонны» из Лувра, от фресковых росписей в верхней церкви Сан Франческо в Ассизи до «Мадонны Санта Тринита» в галерее Уффици и мозаичного изображения Иоанна Богослова в Пизе.
    
    В качестве примера сошлемся на его «Мадонну с младенцем, Иоанном Крестителем и святым Петром».

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
85+1=


Другие статьи из раздела:

Раннее Возрождение: Фрески церкви Дель Кармине, Мазаччо и Мазолино
Среди памятников итальянской живописи величайшей славой по праву пользуется фресковый цикл капеллы Бранкаччи во флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине. ...
читать

Итальянская живопись эпохи дученто
В трактовке эпохи дученто специалисты, сами того не замечая, продолжают ломать копья по вопросу приоритета Сиены, Пизы или Флоренции. Известно, что всякий новоиспеченный миллиардер не успокоится, пока его частное собрание не пополнится мадонной Берлингьери или иконой Рублева, распятием из Сполето или каталонским...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Дюрер (1471-1528)
Дюрер родился в Нюрнберге (Германия) в семье ювелира и учился в мастерской отца. Однако ранний талант в сочетании с любопытством, честолюбием и тягой к странстви­ям заставил его порвать со средневековыми традициями Северной Европы. Поездки в...
читать
Брейгель (1568-1625)
Идя по стопам отца и старшего брата, которые в свое время были успешными художниками, Ян Брейгель достиг не меньшего величия. Его отец Питер Брейгель Старший славился сво­ими пейзажами и работами на сюжеты из сельской жизни. Он умер вскоре...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Наблюдательная перспектива
Создавая рисунок или живопись предметов натурной постановки, художник исходит из тех данных, которые он получает зрением. Зрительный образ предметов натуры несколько отличается от действительной их формы и цвета и по размерам, и по цветовым характеристикам. Поэтому с самого начала необходимо выяснить...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ital_yanskii_protorenessans.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/ital_yanskii_protorenessans.html on line 116