главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства
Рисуют дети. Выставка в Мордовии
Транспорт вчера, сегодня, завтра
Рисунки к басням Крылова
Уроки изобразительного искусства. Лепка
Фантазии Эшера
Из истории мирового искусства. Тичиан и античность
Выставки. Герои и воины
Не сотвори себе кумира
За кадрами мультфильма
Работа карандашом

Из истории мирового искусства.

СТРАНИЦА № 1

ТИЧИАН И АНТИЧНОСТЬ

Тициан. Автопортрет. Масло. 1565. Мадрид, Ирадо. 86X65.

Что значила античность для человека эпохи Возрождения? Ответом может послужить портрет Тициана, изображающий Якопо Страду — известного антиквара, который держит в руках античную статуэтку и смотрит влево на невидимого собеседника. Якопо Страда приглашает зрителя включиться к размышление об искусстве древних. Личность портретируемого, олицетворяющего интерес к античности, была, должно быть, близка и понятна такому художнику, как Тициан.

Античные реминисценции ощутимы почти в каждом произведении живописца: христианские мученики уподобляются героям древности, портреты современников имеют аналоги в рельефах, памятники античной скульптуры и архитектуры нередко вводятся в пространство картин. Однако основным предметом нашего рассказа станут «поэзии» так сам художник в письме к испанскому королю Филиппу И назвал картины, созданные на античные темы. Они явились продолжением традиции, заложенной творчеством крупнейших итальянских мастеров XV — начала XVI века -- Мантеньи, Джорджоне, Джованни Беллини. Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры». «Вакханалия», «Вакх и Ариадна» — первоначально оказались рядом с «Пиром богов» — последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя:

В основу «Вакха и Ариадны» легли сочинения римских поэтов Овидия и Катулла. Согласно сюжету Ариадна, покинутая Тезеем на острове Наксос, полюбила Вакха, который встретил ее на берегу. Затем Вакх отправился на завоевание Индии и, полюбив дочь местного царя, забыл об Ариадне.





Плача, бродила тогда Ариадна

по берегу моря

И, не прибрав волоса, так

говорила себе: «Снова внимайте моим вы жалобам,

волны морские!

Снова впитывай ты мои слезы,

прибрежный песок!»

Вакх сжалился над Ариадной. Женившись на ней, он приобщил ее к сонму богов и превратил девять драгоценностей ее венца в созвездие Короны, которое, как мы видим, сразу же ярко загорелось в небе. Тициан ищет красоту в столкновении противоборствующих начал, стремится обогатить сюжет новыми эмоциональными оттенками, сопоставляя слетающего с колесницы Вакха и падающую с ног от горя Ариадну. Два леопарда, захваченные в качестве трофеев из Индии, недоуменно переглядываются, не понимая смысла происходящего.

Внимателый зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников. В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников. И такой блестящий знаток античности, как Тициан, наблюдая сотни, а может быть, и тысячи различных" поз, движений, жестов в памятниках античной пластики, свободно' использовал этот огромный художественный материал, обращался к опыту древних.

Тициан. Смерть Актеона.Масло. 1550—1560.Лондон, Национальная галерея. 66X57.

Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным. Об этом свидетельствует карикатура на Лаокоона, известная в виде гравюры с несохранившегося рисунка, где фигуры героев неожиданно заменены обезьянами. Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение. Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». Тициан, хорошо зная труды Везалия, мог проиллюстрировать это высказывание сатирическим рисунком.

Тициан.Похищение Европы. Масло. 1559—62. Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. 185X205.

Несколько слов о «Вакханалии». Древний праздник в честь сбора винограда нашел отражение в легендах об острове Андрос — царстве Вакха, где текут винные реки и царит круглогодичное веселье (самое интересное, что острова Наксос и Андрос реально существуют в Эгейском море). Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов», и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях. Близки сюжеты, почти одинаковые размеры, можно найти немало общего в трактовке отдельных фигур. И в то же время как много различного в картинах, выполненных с промежутком всего в четыре года! На смену величавому спокойствию пришло бурное движение, статичные позы заменяются неустойчивыми жестами опьяневших людей, вместо торжественного предстояния богов и богинь мы видим энергичный танец, также посвященный празднику вина. В работе Беллини каждая фигура существует изолированно, в картине Тициана все они сплелись вместе, образуя орнаментальный клубок. Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом, и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана.

В отличие от картины Беллини работа Тициана имела особое значение для судеб искусства. «Вакханалию» копировали Рубенс и Пуссен, обращавшиеся к этой же теме. Рубенса она привлекла красотою обнаженного тела, буйством языческого праздника. Пуссен же заимствует у Тициана совершенство построения композиции, колористические эффекты развевающихся драпировок. «Вакханалия» содержит зачатки как барокко, так и классицизма...

Страница 1 2 3
gfgh.jpgВыставка шедевров Антонелло да Мессины в Москве.
2 февраля в Третьяковской галереи открывается выставка величайшего портретиста эпохи раннего Возрождения Антонелло да Мессины. Его творчество сочетает элементы нидерландской и итальянской школ живописи.
читать
В Шотландии картины, украденные более 15 лет назад, найдены.
Полиция Шотландии случайно обнаружила три картины, которые были украдены более 15 лет назад из музея Глазко. Куратор галереи и музея Келвингроув, в ноябре 2010 года обнаружил в каталоге аукционного дома одну из этих картин. С этого и началось полицейское расследование. Найденные картины оценивают более чем 200 тычяч фунтов стерлингов.
читать

Материал в картинках

Эдуард Мане (1832-1883)



Передвижники



Пабло Пикассо (1881-1973)


Камиля Писарро (1830-1903)


НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

 

Большая часть материала взята "Большая серия знаний" - Изобразительное искуство © ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005