главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Изменение характера изобразительного искусства

    Не следует, думать, что изменение характера изобразительного искусства при переходе от античности к средневековью связано лишь с формальными свойствами, присущими изображениям близких и далеких областей пространства и с увеличением в средние века интереса к изображению близкого переднего плана. Антропоморфные изображения божества и святых, безусловно, стимулировали интерес к методам передачи предметов в пределах близкого переднего плана, что, впрочем, выступает как частность в системе живописи, стремящейся к отвлеченности, для которой существенны дематериализация изображения, отказ от реалистического изображения мира и глубокого трехмерного пространства (даже как фона), символика форм — и все это для более полной передачи некоторых религиозных «вечных истин».
    В этой связи уместно рассмотреть вопрос о том, какая из двух описанных выше систем перспективы наилучшим образом подходит к решению подобной идейно-художественной задачи. Этот вопрос был поставлен П. А. Флоренским и решен не в пользу линейной перспективы. Ограничиваясь обсуждением только формальных свойств двух перспективных систем, можно высказать следующие соображения. Перцептивная перспектива по самой своей сути требует творчески активного участия художника в создании конкретного облика перспективы, поскольку только художник решает вопрос о том, какие элементы изображения и в какой степени будут искажены, а какие даны без искажения, какие элементы будут сохранены, а какие «отсечены» и т. п. При этом фантазия художника стимулируется самой возможностью свободного выбора неизбежных искажений, которые могут быть использованы для введения элементов семантического или символического характера. Из сказанного, конечно, не следует, что, пользуясь линейной перспективой, нельзя создать высокохудожественное и содержательное произведение, однако более высокая «податливость» перцептивной перспективы открывает перед художником дополнительные специфические возможности. Кроме этого, свойственная перцептивной перспективе передача глубины пространства путем прямого изображения перцептивного образа неизбежно уменьшает чувство глубины пространства, и поэтому перцептивная перспектива является наиболее подходящей системой для сохранения плоскостного начала, для усиления эффекта ирреальности изображаемого мира и т. п. Это не следует понимать в том смысле, что система перцептивной перспективы не способна передать объемные тела во всей их жизненности. Близкие и неглубокие пространства вообще невозможно правдиво передать каким-либо иным образом.
    Сказанное здесь позволяет утверждать, что если бы византийский художник имел возможность выбора одной из двух систем перспективы, то, исходя из стоявших перед ним идейно-художественных задач, он скорее всего отверг бы систему линейной перспективы.
    Приведенные соображения имеют более общий характер. Поскольку право на существование имеют как перцептивная, так и линейная перспектива, причем они обладают различными свойствами, то изучение вопроса о том, когда с точки зрения достижения определенного художественного эффекта предпочтительна одна, а когда другая, имеет безусловную научную ценность. Весьма вероятно, что в зависимости от идейно-художественных задач эпохи какой-то из двух способов построения перспективы может оказаться более уместным, чем другой. Аналогичный вопрос возникает не только в историческом плане, но и при изучении современного искусства.


Интересные статьи

Мастера Северного Возрождения
Впервые специфическую геометрию прежде игнорировавшейся живописью зоны пытались (и вовсе не безуспешно) освоить мастера Северного Возрождения — нидерландцы и немцы. Причем происходило это в конце XV в. и в первой половине — середине XVI в. Северяне были уже знакомы тогда с итальянской перспективной системой, пробудившей чрезвычайную заинтересованность в живописном освоении манящей земной дали, но еще не вполне разочаровались в прежней средневековой системе аксонометрических и обратноперспективных изображений. Уже признав картину окном в мир и зеркалом мира, они, по-видимому. ...
читать

«Свобода» художника
Одной из наиболее характерных черт древнерусской живописи является бросающаяся в глаза «свобода» художника, свобода в способе изображения пространства, в линии и цвете. Многие стороны этой «свободы» объясняются вполне рациональным образом.Как было показано, сама система перцептивной перспективы (в отличие от линейной) является многозначной, т. е. допускает разные изображения одного и того же предмета, причем, как правило, любое из этих изображений будет содержать «ошибку»— явное отклонение от видимой картины, поскольку перцептивное пространство принципиально невозможно изобразить на...
читать


Известные художники
Васнецов Аполлинарий Михайлович
(1856-1933) Васнецов А.М. родился в 1856. Известный менее, чем его брат Виктор Васнецов, Апполинарий обладал самобытным дарованием. У него не было систематического художественного образования. Школой Васнецова .................
читать
Боголюбов Алексей Петрович
1824 – рождение Боголюбова А. П. – замечательного пейзажиста, не менее замечательного человека. Всю жизнь Боголюбов совершенствовал свое мастерство, вдумчиво, целеустремленно работал. Он оставил после ..................
читать
Варнек Александр Григорьевич
Варнек А.Г. родился в 1782. Он обучался в Академии (1795-1803), в портретном классе Щукина. Тут же он работал, окончив учебу, сначала помогал профессорам, потом преподавал самостоятельно. В 1810 Варнек получил звание .............

читать
Брюллов Карл Павлович
Брюллов К.П. родился в 1799. Это выдающийся исторический русский живописец, пейзажист, портретист, автор монументальных росписей, Член римской Академии Святого Луки, Пармской, Миланской академий, профессор Флорентийской, ............
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.

Warning: include(men_niz.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/izmenenie_haraktera_izobraz.html on line 103

Warning: include(): Failed opening 'men_niz.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/izmenenie_haraktera_izobraz.html on line 103