главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Изображение Александра Македонского. Искусство поздней классики

    Особенно привлекала внимание людей Средневековья романтическая фигура Александра Македонского. Его дерзновенные попытки раскрыть тайны мироздания, выйти за пределы достижимого для человека волновали воображение. Его победы в Персии и Индии содействовали распространению сказаний об этом «первооткрывателе Востока» и среди крестоносцев, грезящих о невиданных богатствах Святой Земли, и в военных кругах Византии, для которой «таинственный» Восток представлял собой конкретную историческую реальность.
    Рыцари, поэтизируя храбрость, великодушие и щедрость македонского завоевателя, видели в нем образец для подражания. Клирики на примере безвременной кончины Александра говорили о тщете всех земных деяний, какими бы великими они ни казались, призывали к смирению человека пред ликом всевышнего.
    
    Напоминающее сказки «Тысячи и одной ночи» жизнеописание македонского царя пользовалось на протяжении веков большой известностью и успехом и на Востоке, и на Западе. Авторство «Романа об Александре», возникшего в Александрии к III в. н. э., средневековая традиция ошибочно приписывала племяннику Аристотеля — Каллисфену.
    В Эрмитаже хранится византийская серебряная чаша XII в., найденная в прошлом веке где-то в России. Ее тулово украшено фризом из двенадцати чеканных арок на колонках, и которые вписаны рельефные фигуры. Здесь видим поединки всадников и пеших воинов, единоборство героя со львом, музыкантов, танцовщицу и полет Александра в двух вариантах.
    В первом случае царь сидит верхом на огромной птице. К правой руке он держит лабарум в виде насаженного на древко прямоугольного штандарта — символ победоносной мощи василевса. К царским инсигниям относится корона, оплечье-маниакий и лор в виде широкого нагрудного полотнища с драгоценным камнем в ромбической оправе. В соответствии с греческими обработками романа на византийской вышивке X в. (музей в Вюрцбурге).Александра также поднимают не грифоны, а две большие птицы типа орлов. Орлы напоминают птицу на чаше. Они как будто не взлетают а неподвижно стоят, повернув головы к державному возни чему. Парадный костюм царя включает стемму с тремя крестиками на верхушке, маниакий и лор. В руках он поднимает два «процветших» жезла-скипетра.
    Вторая композиция «Вознесение Александра» сильно фрагментирована. Царь, сидя в корзине или колеснице, держит копья, на концы которых насажены маленькие животные — приманка для грифонов (фигуры грифонон утрачены).
    
    В императорском искусстве Византии полет Александра воплощал идею возвеличения и обожествления власти автокрлторн, которой подчиняются земля и небо. Анна Комнина уподобляла Александру своего отца — царя Алексея. Культ македонского полководца служил идеологическим оправданием имперской завоевательной политики на Востоке.
    «Державный» смысл сцены вознесения обычно подчеркнут репрезентативностью образа Александра, снабженного всеми царскими регалиями. Закономерно вытеснение птиц грифонами — эмблемой военачальника и государя. на рельефе XI в., в монастыре Дохиариу на Афоне, могущество властелина символизируют две львиные маски. На костяном ларце из музея Дармштадта идею небесного происхождения власти воплощают фигуры крылатых гениев, подлетающих к космократору. В том же триумфальном значении вознесение Александра изображали на императорских свинцовых печати х-моливдовулах.
    В искусстве Древней Руси сцены полета Александра находят литературную параллель в «Слове» Даниила Заточника: «Господи! Дай же князю нашему... храбрость Александра... и умножь, господи, всех людей под пятою его» На центральной пластине золотой эмалевой диадемы XI — XII в. на Киевщине, композиция подражает греческой модели. От царских атрибутов сохранились неправдоподобного вида корона, маниакий, лор, непонятый и поэтому удвоенный русским эмальером лабарум.
    Во владимиро-суздальской скульптуре XII—XIII вв. «Вознесение Александра» символизировало апофеоз местных правителей, один из которых — великий князь Всеволод,— по образному выражению «Слова о полку Игореве», мог «Волгу веслами расплескать, а Дон шлемами вычерпать».
    Па рельефе южного фасада Дмитриевского собора во Владимире Александр вместо приманки держит фигурки эмблематических львов. В XIV в. изображения полета Александра появляются на монетах тверского князя Бориса Александровича.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
35*2=


Другие статьи из раздела:

Влияние востока на развитие византийского искусства
По свидетельству среднеазиатского ученого аль-Фараби (870—950), лютня пользовалась большим почетом на мусульманском Востоке. В Византии, культурно связанной с арабами и персами, лютня стала известна очень рано. Ее изображение встречаем на мозаике пола Большого дворца в Константинополе (вторая половина VI в.). По...
читать

Комплекс рельефных изображений на чаше из Березова
В комплексе изображений на чаше из Березова сильно ощутима вакхическая подоснова. Несмотря на присутствие императрицы во главе стола, христианское почти целиком затушевано языческим. Мы попадаем в атмосферу гедонизма, далекую от аскетических идеалов суровых моралистов Средневековья. Полные дохристианских пережитков...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/izobrazhenie_aleksandra_maked.html on line 116

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/izobrazhenie_aleksandra_maked.html on line 116