главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Карло Бартоломео Растрелли

    Российская скульптура начала XVIII века в основном связана с архитектурой. Для украшения соборов, дворцов и парков требовалась в первую очередь монументально-декоративная скульптура.
    По свидетельству современника, уже в 1710 году в петербургском Летнем саду было установлено «слишком 30 больших мраморных статуй художественной работы, в том числе бюсты покойного короля Польского Собесского и его жены». Скульптура по распоряжению Петра I ввозилась из Италии, Голландии, Польши, Англии. В Летнем саду в петровское время стояли: вывезенная из Италии знаменитая статуя Венеры Таврической (ныне в Эрмитаже) и мраморные копии других античных скульптур — Аполлон Бельведерский, Диана Версальская, Антиной и другие. Установка классических скульптур имела большое познавательное значение, так как приобщала русских людей того времени к мировому художественному наследию. Надо отметить, что новостроящиеся здания и садово-парковые ансамбли украшались не только выписанной из-за рубежа скульптурой. Многое создавалось на месте, как, например, упомянутые выше терракотовые рельефы Летнего дворца Петра I.
    В древнерусском искусстве круглая скульптура не имела широкого распространения, так как церковь относилась к ней отрицательно. С начала XVIII века круглая скульптура получает «права гражданства» и начиняет бурно развиваться.
    Растрелли часто обращался к изображению Петра I. Еще при жизни Петра, в 1719 году, он снял с него маску. После смерти им была создана «восковая персона» Петра (ныне в Ленинградском Эрмитаже), которая, конечно, не может ни в коей мере считаться произведением искусства и интересна лишь как своего рода «документ». Подлинным же и очень удачным портретом явился бронзовый бюст Петра I (1723—1729).
    
    Петр представлен в виде полководца — на нем кованые латы с барельефами, поверх которых вьется орденская лента; бюст окаймляет горностаевая мантия. Складки мантии, извивы ленты, чеканка лат, развевающаяся за спиной драпировка, блеск, сверкание бронзы — все занимает зрителя. Но поразительно, что это обилие тщательно проработанных подробностей ни в коей мере не заслоняет главного — лица Петра. Художнику удалось на редкость гармонично сочетать целостность впечатления с обилием превосходно отчеканенных деталей. Горделиво поднятая голова, напряженное лицо с широко раскрытыми глазами передают огромную волю, собранность и порыв вперед.
    Значение образа Петра I у Растрелли шире, как нам кажется, портретного изображения в узком смысле. Его можно воспринимать как героический образ, характерный для устремленной вперед России начала XVIII в.
    Растрелли, несомненно, был человек с достаточно богатым воображением, и его, приехавшего из иной страны, не могло не поразить кипучее строительство в России, окружившая его напряженная деятельность, столь непохожая на оставленную им итальянскую действительность, где общественное оживление в ту пору было далеко позади.
    Совершенно иной образ создан Растрелли в портрете императрицы Анны Иоанновны с арапчонком. Огромная бронзовая фигура выполнена с большим мастерством. Императрица представлена в парадном одеянии — в платье из негнущегося шелка, залитом драгоценностями, в тяжелой горностаевой мантии, со скипетром в руке. Другую руку она протягивает к державе, которую подает ей бронзовый арапчонок, стоящий на отдельном постаменте. Его маленькая подвижная фигурка подчеркивает тяжеловесность фигуры императрицы, напоминающей какого-то языческого идола. Голова царицы «престрашного взору» трактована с беспощадной правдивостью. Художник без прикрас показал тупое, высокомерное выражение самой жестокой и невежественной из правительниц России в XVIII веке.
    
    Много лет работал Растрелли над конной статуей Петра I (1720—1724, отлита в бронзе в 1745—1746 гг.). Это первый конный памятник в русском искусстве. Он явился по времени создания предшественником знаменитого «Медного Всадника» Фальконе, но был установлен позже, только в 1800 году, перед Михайловским замком, где он стоит и поныне.
    Особое место в русской архитектуре середины XVIII в. принадлежит московской школе, возглавлявшейся Д. В. Ухтомским (1719—1775). К сожалению, его наследию крайне не посчастливилось, до нас почти не дошли его сооружения. Часть его блестящих проектов не была осуществлена, часть не сохранилась. Ухтомский имел огромное влияние на московских архитекторов, основал целую школу, из которой вышли крупнейшие русские архитекторы второй половины XVIII в.— Баженов и Казаков.

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
30+7=


Другие статьи из раздела:

Русская живопись второй половины XVIII века. Федор Рокотов
Живопись второй половины XVIII в., как скульптура и архитектура этого времени, тоже достигает высокого уровня, позволяющего поставить творения русских живописцев в ряд признанных шедевров мирового искусства той поры.
Читать

Бартоломео Франческо Растрелли
Крупнейшим скульптором и архитектором в первой половине XVIII в. был Карло Бартоломео Растрелли (1670-1744), итальянец по происхождению, приехавший в Россию из Парижа в 1716 году по контракту на три года, но оставшийся здесь до...
Читать



Известные художники

Ге Николай Николаевич
Ге Н.Н. родился в Воронеже в 1831. В конце восемнадцатого столетия прадед Николая Николаевича эмигрировал в России, жил в Москве. Детство Николая прошло в деревне. Потом он обучался в киевской гимназии. Окончив ее, Ге поступил в Киевский университет. Оттуда он перешел в Петербургский университет. ...
читать
Герасимов Сергей Васильевич
Герасимов С.В. родился в 1885. Одаренный живописей, мастер книжной иллюстрации, график, прирожденный педагог, Сергей Васильевич реализовал во всех этих творческих сферах свой талант. ...
читать
Гинцбург Илья Яковлевич
Гинцбург И.Я.родился в 1859. Живя в Вильно, Гинцбург в раннем возрасте стал увлекаться вырезанием различных фигурок, предметов из точильного камня. 1-ые работы Ильи увидел Антоколоский, .................
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
 
 
Тональные отношения
Чтобы изобразить предметы правдиво, передать их материальные качества и пространственное удаление на плоскости, недостаточно только лишь светотеневой лепки объемной формы, передачи градаций ее светотени. Очень важным фактором, от которого зависит правдивое изображение предметов натурной постановки, является...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/karlo_bartolomeo_ras.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/karlo_bartolomeo_ras.html on line 117