главная :: контакты :: разместить статью

На заре цивилизации
Искусство Древнего Египта
Древняя Греция и Рим

Искусство востока
Гречесское искусство
Древнее искусство в Италии
Романское искусство
Готичесское искусство
Новости сайта
Интересные статьи
Нов. современного искуства

Комплекс рельефных изображений на чаше из Березова

    В комплексе изображений на чаше из Березова сильно ощутима вакхическая подоснова. Несмотря на присутствие императрицы во главе стола, христианское почти целиком затушевано языческим. Мы попадаем в атмосферу гедонизма, далекую от аскетических идеалов суровых моралистов Средневековья. Полные дохристианских пережитков праздники с их чувственными зрелищами и солеными остротами шутов были популярны во всех слоях византийского общества. Любил их двор, где под прикрытием строгой набожности и регламентированного этикета протекала своя закулисная жизнь, где не гнушались веселыми и подчас грубыми развлечениями, где ценили буффонаду и маскарад.
    Рассмотрим, в каких смысловых взаимосвязях находятся пояса чаши.
    Первый пояс. Святочный пир с участием императрицы. Играет оркестр восточных музыкантов, выступают две партии акробатов и танцоров.
         Второй пояс. Кентавры и сладкогласные сирены — символическая параллель спектаклю, сопровождаемому музыкой и пением. Кентавры и сирены вместе с менадами и сатирами выступают спутниками Диониса в вакханальных процессиях и оргиях, т. е. в связи с темой пира и музыки. Это подтверждают средневековые памятники Константинополя, Греции, Болгарии и Сербии, где доминирует образ кентавра-музыканта. На костяном ларце XI в. и: музея Виктории и Альберта в Лондоне кентавры и менады участвуют в триумфальном шествии Диониса. Один из них играет на поперечной флейте, другой — на свирели. Не умирало предание о справедливом и доброжелательном кентавре Хироне, который у Аполлона и Артемиды обучился музыке, гимнастике, искусству охоты и прорицаниям. Этот мудрейший из кентавров был наставником юного Ахилла и обучил его вместе с другими искусствами игре на кифаре и пению. Образ кентавра связан и с охотничьей тематикой. Кентавр-стрелец как осенний зодиакальный знак ноября в сельскохозяйственных скульптурных циклах символизировал охоту. Играющий на флейте кентавр с охотничьей собакой на крупе вырезан на ларце из Национального музея Флоренции. На костяной накладке от шкатулки, найденной при раскопках в Херсонесе, видим кентавра-охотника с убитым зайцем в руке.
    Сирены издавна ассоциировались с любовными и брачными мотивами, в новогодней обрядности.
    Третий пояс. Бегущие львы, барсы, волки, медведи и зайцы связаны с темой охоты. Травля диких животных борзыми собаками и дрессированными леопардами показана и на горлышке сосуда. Охоты в Византии приурочивались к осенне-зимним праздникам. На фресках лестничных башен Киевской Софии охотничьи сюжеты чередуются со сценами святочных игр при константинопольском дворе. В «Повести об Исминии и Исмине» порой охоты назван январь. В аллегорической живописи его олицетворяет поглощенный охотой юноша с зайцем в руке в окружении своры собак.
    Четвертый пояс. Изображения парных птиц хорошо согласуются со святочным песенно-обрядовым циклом, где преобладают любовно-брачные мотивы. В мировом фольклоре две птицы поэтически олицетворяют жениха и невесту, знаменуют благополучие и счастье в семье. Армянский ученый, проповедник и поэт XIII в. Иоанн Ерзнкаци считал рукописные изображения свившихся шеями водных птиц символом любви. Птицы близки и музыкальной теме. К зимним обрядам относилась основная масса гаданий о будущем, о котором пророчествовал птичий грай.
    Пятый пояс. Лица юношей, сгруппированные попарно, чередуются с личинами львов, грифонов и собак двух пород, похожих на бульдогов и на овчарок.
    Фриз из голов людей и животных связан с темой игр ряженых, т. е. представлены не звери, а зооморфные маски. Об этом свидетельствуют равное количество юношей и звериных личин, а также изображение львиных морд, переданных без связи с туловищем зверя. Перед нами участники новогоднего представления — одиннадцать юных воинов и их праздничные атрибуты — зооморфные личины.
    По-видимому, св. Георгий на чаше связан с осенне-зимней обрядностью, выступая хозяином животного царства, покровителем охоты и работ в полях.
    Система изображений на чаше из Березова свидетельствует о родстве культуры народных масс и светской культуры высшей знати комниновской Византии, которые покоились на общем базисе унаследованных от античности воззрений. Греческий мастер внес в свое произведение понятные ему языческие мотивы, приспособив часть из них к «геральдическим» вкусам знатного заказчика. Благодаря его труду можно заглянуть в почти неисследованную область византийской жизни.
    И тогда, говоря словами известного византиниста Шарля Диля, «рядом с торжественным и строгим церемониалом императорского двора перед нами встает совсем новая, еще почти не известная Византия, — Византия веселая, любившая развлекаться и смеяться, где и духовенство участвовало в странных увеселениях, принимавших непонятные для нас формы».

Комментарии к статье :

Ваше имя:

Ваш город:

Ваш комментарий:


Введите число:
15+2=


Другие статьи из раздела:

Развитие романского искусства
Искусство Средневековья не являлось чем-то застывшим в раз и навсегда установленных формах. Напротив. Оно эволюционировало: каждый его памятник по–своему неповторим. Появлялись новые сюжеты, старые отмирали или подвергались переработке. Традиционализм сочетался с разработкой актуальных тем и новых стилистических...
читать

Влияние востока на развитие византийского искусства
По свидетельству среднеазиатского ученого аль-Фараби (870—950), лютня пользовалась большим почетом на мусульманском Востоке. В Византии, культурно связанной с арабами и персами, лютня стала известна очень рано. Ее изображение встречаем на мозаике пола Большого дворца в Константинополе (вторая половина VI в.). По...
читать



Известные художники

Леонардо (1452-1519)
Самый выдающийся гений Возрождения, Леонардо, занимает особое положение. Он был больше чем художник и архитектор — пытливый ум и неуемное любопытство позволили ему сделать важные открытия и нововведения в столь разных сферах, как инженерное...
читать
Каналетто (1697-1768)
Около 20 лет Каналетто был самым успешным художником Европы. Его виды Венеции были очень популярны, особенно у англичан, совершавших большое путешествие по Италии в XVIII в. в поисках образования, приключений и искусства. Он родился в Венеции...
Читать
Веласкес (1599-1660)
Карьера Диего Веласкеса была неразрывно связана с двором Филиппа IV в его родной Испании. Он родился в Севилье, но в 1621 г., вскоре после коронования Филиппа, отправился в Мадрид, где пришелся ко двору. Первый написанный им портрет молодого...
читать

НА ЗАРЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  Пещерная и наскальная живопись
ИСКУССТВО Древнего Египта
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И ДРЕВНИЙ РИМ
  Греческие вазы
Древний Рим
ИСКУССТВО ВОСТОКА
  Китай - древнейшая цивилизация
Тибетские иконы - танки
Японская гравюра
ВСЕЛЕННАЯ - ХРАМ БОЖИЙ . РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
  Андрей Рублев
Средние века
Между средневековьем и ренессансом Джотто
ЧТО ВОЗРОЖДАЛО ВОЗРОЖДЕНИЕ ?
ВЕЛИКОЛЕПНОЕ БАРОККО
  Бунтующая простота. Караваджо
Апофеоз плоти.Питер Пауль Рубенс.
Прозревающий невидимое. Эль Греко
Диего Веласкес
Свет и тени души человеческой. Рембрандт Ван Рейн  
Прекрасное и мрачное. Франсиско Гойя

Классицизм: вперед — в прошлое! 

  Никола Пуссен  
Давид

Поговорим о странностях любви. Рокко 

 

Антуан Ватто  
Франсуа Буше  
Огюст Фрагонар

Передвижники
  «Богатырь своей судьбы». Илья Ефимович Репин 
Поэма о море. Иван Константинович Айвазовский  
Былины земли русской. Виктор Михайлович Васнецов  
Душа русской природы. Исаак Ильич Левитан  
Импрессионизм — начало новой эпохи
 

Битва за новое искусство. Эдуард Мане (1832-1883)  
Дрожание воздуха, мерцание света. Клод Моне (1840-1926)  
В тени голубых кулис. Эдгар Дега (1834-1917)
Пятнадцать бульваров Камиля Писарро (1830-1903)
Безжалостное зрение. Анри де Тулуз-Лотрек (1864-1901)
Праздник жизни. Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
Диалоги цвета и формы. Поль Сезанн (1839-1906)

Пуантилизм — живопись на пуантах
 

Взвихренный цвет. Винсент Ван Гог (1853-1890)
Рай на Таити. Поль Гоген (1848-1903) 
Наивное обаяние примитивизма. Анрн Руссо (1844-1910)

Искусство модернизма
 

«Дух зла» терзал его душу. Михаил Врубель (1856-1910)
Титан Нового времени. Пабло Пикассо (1881-1973) 
Невероятные сны сюрреализма. Сальвадор Дали (1904-1989)

ВЕЛИКИЕ ХУДОЖНИКИ МИРА
ГОГЕН
Жизнь Гогена
  Рождение направления
Стремление к независимости
Мастерская в тропиках
Парижская выставка
Снова в Океании
Мандолина и цветы — 1885
Морской берег — 1887
Видение после проповеди — 1888
Автопортрет "Отверженные" — 1888
Желтый Христос — 1889
Прекрасная Анжела — 1889
Aha oe feii (А, ты ревнуешь?) —1892
Manao tupapau (Дух мертвых бодрствует)
—1892
Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы
идем? — 1897
Белый конь — 1898
Гоген, или Бесконечный побег
  Первые взлеты
Великий Гоген
Окончательное освобождение
ГОГЕН (1848-1903)
Годы испытаний. Начало пути
Очарование южной природы
  Очарование южной природы
Маленький бретонец, поправляющий
деревянный башмак
Желтый Христос
 
История
ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО
Истоки
 

Истоки
Истоки (продолжение)

Эгейская культура
 

Эгейская культура

Греческое искусство
 

Архитектура
Архаическая скульптура
Классическая скульптура
Эллинистическая скульптура
Градостроительство и архитектура
Греческая живопись

Древнее искусство в Италии
 

Великая Греция
Этрусское искусство
Архитектура
Живопись
Скульптура

Древнеримское искусство
 

Архитектура
Монументальная живопись
Скульптура

Раннехристианское искусство
  Искусство катакомб
Первые базилики
Другие центры позднеантичной
культуры: Милан и Равенна
Искусство Византии и варварских
племен в Средние века
Первое проявление национального
итальянского средневекового изобразительного искусства
Романское искусство
 

Архитектура Северной Италии
Центральная Италия
Южная Италия и Сицилия
Скульптура
Живопись

Готическое искусство
 

Готическая архитектурa
Готическая архитектура в Италии
Поздняя готика
Скульптура
Живопись


ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ
Натюрморт
Предмет или группу предметов рисуют только в одном каком-то положении. Поэтому надо очень серьезно отнестись к выбору такого положения натуры, такой ее отдаленности, поворота, точки зрения на нее, которые обеспечат узнавание и понимание сути натуры, выявят ее строение и основные признаки. Случайная же точка...
читать

Пейзаж
Изображать пейзаж с натуры — это значит наблюдать и изучать природу во всем многообразии и поэтичности, рисовать ее при различном освещении, в любую погоду и время дня. Разные состояния освещенности в природе оказывают на человека различное эмоциональное воздействие, вызывают определенную гамму переживаний и...
читать

Реклама на сайте
.
Партнеры и партнерские ссылки
.
 
Линия горизонта
Где бы ни находился изображаемый предмет, в закрытом помещении или на воздухе, прежде чем рисовать с натуры, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта: находится он выше или ниже уровня глаз. Линия горизонта образуется от пересечения с предметом воображаемой горизонтальной плоскости. ...
читать

Warning: include(men_niz1.html): failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/kompleks_rel_efnih_izobrazhen.html on line 117

Warning: include(): Failed opening 'men_niz1.html' for inclusion (include_path='.:/usr/local/zend-5.5/share/pear') in /home/users/s/sozland/domains/vesnart.ru/kompleks_rel_efnih_izobrazhen.html on line 117